Судебная власть, ее понятие, характерные черты, значение. Общая характеристика полномочий судебной власти. Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе

Судебная власть

Судебная власть, ее понятие, характерные черты, значение. Общая характеристика полномочий судебной власти. Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ.

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью.

Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью.

Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Замечание 1

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

  • конституционным;
  • гражданским;
  • административным;
  • уголовным.

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

  • Конституционного суда РФ;
  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов.

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

В число федеральных судов входят:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ, а также верховные суды республик, автономных округов, краевые, областные и районные суды, суды городов федерального значения и т.д.;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и субъектов РФ.

Суды субъектов РФ составляют:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Замечание 2

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Определение 1

Конституционный Суд РФ – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство.

Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы, а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Определение 2

Верховный Суд РФ представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Определение 3

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

  • осуществлении правосудия;
  • конституционном контроле;
  • контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечении исполнения приговоров;
  • разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
  • разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным.

Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение.

В законе «О судебной системе РФ» дается полный перечень полномочий каждого суда.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/sudebnaya_vlast/

Судебная власть: понятие, признаки, особенности

Судебная власть, ее понятие, характерные черты, значение. Общая характеристика полномочий судебной власти. Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе
Определение 1

Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Приводится в исполнение судебная власть непосредственно независимыми судами на основании закона посредством гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства.

В XVIII в. люди отказались от самосуда. Этот период как раз можно ознаменовать началом преобразования судебной власти в самостоятельную и независимую сферу государственного регулирования.

Суды становятся государственными учреждениями и отделяются от органов исполнительной власти. Сначала в общепризнанных правовых учениях, особенно в теории раздела власти, которая была описана Дж. Локком и Ш.

Монтескьё, а после (начиная с Конституции США 1787 г.) и в конституционных актах.

В ходе всех изменений становится правомерным понятие «судебная власть».

На рисунке 1 представлена характеристика судебной власти.

Рисунок 1. Характеристики судебной власти

Признаки судебной власти

Учитывая, что судебная власть выступает в виде одной из ветвей государственной власти, наряду с исполнительной и законодательной, (основываясь на теории раздела властей) олицетворяет собой систему государственных органов, которые осуществляют совокупность полномочий для совершения правосудия.

В юридической литературе, для того, чтоб описать полномочия, которые поясняют смысл судебной власти, выделяют два вида контроля.

Один из них-конституционный, второй–судебный (контроль за законностью и оправданностью действий и решений государственных органов и должностных лиц). А также содействие в обеспечении должного исполнения приговоров и прочих судебных вердиктов.

Помимо контроля, еще одним видом полномочий, объясняющих все тот же смысл судебной власти, относят содействие в формировании судебного корпуса и помощь органам товарищеского суда.

Если в теории судебную власть, как вид власти мы не можем поставить в параллель с судами, судебной системой. То, как видно на практике, существовать сами по себе, отдельно от судебной власти, не может ни суд, ни судебная система.

Особенности судебной власти

Как уже говорилось выше, в любой государственной власти именно общество является источником. Ему же своим происхождением и обязана судебная власть, как сфера публичной власти.

И несмотря на частые упоминания в юридической литературе на самостоятельность и независимость судебной власти, она состоит в тесном товариществе с властью законодательной, а также исполнительной. Осуществление своих функций судебная сфера публичной власти, как и любая другая ветвь власти, выполняет посредством особых органов.

Ими в судебной власти являются суды. Объединение которых представляет собой судебную систему. Формы этой системы зафиксированы законом, изменения могут быть внесены только в законодательном порядке и никак иначе.

Пример 1

Этот момент отображен в первой писанной конституции (это была Конституция США) в разд. 1 ст. 111, где указано, что в США судебная власть осуществляется Высшим судом и низшими судами, которые периодически будут становиться и заручаться Конгрессом.

В нынешних демократических государствах на суды разных категорий возложено осуществление основных полномочий судебной власти.

К таким судам относят: административные, конституционные, специализированные, суды общей компетентности, а также так называемые квазисудебные органы.

Это значит, что группа всех судов определенного государства, у которых имеются общие цели и задачи (основная из них заключается в исполнении правосудия)– это и есть судебная система.

Отличает судебную власть от других ветвей власти ряд признаков, которые приводятся ниже:

  • ее деятельность происходит в четких границах строгого и тщательно упорядоченного законом процесса;
  • имеет определенный характер (в основном, инцидентный);
  • основываясь на заявлении истца, суд в соответствии с законом рассматривает и от имени государства решает конкретные спорные дела (гражданские, уголовные, административные и др.), а также дела о конституционности и законности актов и действий государственных органов;
  • кадровым составом судебной власти являются судьи, ими же она и осуществляется. А принадлежит только судебным учреждениям. 

Кадровый состав судебной власти создает индивидуальную профессиональную прослойку – судейский корпус, который имеет особый юридический статус, о чем в ст. 92 Основного закона ФРГ существует положение: «Судебная власть доверяется судьям».

Замечание 1

Алексис де Токвиль – француз, исследовавший государственный строя США, в своей книге «О демократии в Америке» (1835 г.) писал о том, что для преодоления сопротивления, оказанное гражданами государства властям, у вторых есть два варианта. Первый – это материальные способы, какими они сами владеют.

Второй способ – это решения судов, к чьей помощи они могут обращаться. Затем он пишет о самой большой мечте правосудия, которой является замена идей насилия идеей права, в установлении правового препятствия между властью и силой, какую он использует.

В данном научном труде он лучше остальных раскрыл социальную роль судебной власти.

Правосудие от имени государства может совершать только суд. Об этом не без основания указывается в юридической литературе. Кроме того, во многих зарубежных странах не разрешается формирование и функционирование чрезвычайных судов. Даже в условиях чрезвычайного военного положения конституционное право запрещает их создание и деятельность.

Также подчеркивается, что вершить правосудие может только судебная власть и никто другой (в том числе и государственные органы) не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы.

Судебные решения обязаны выполняться беспрекословно всеми лицами, независимо от их положения и статуса. Правосудие (как указано выше) вершится судом, несмотря ни на какие политические последствия. На этот счет есть известный латинский афоризм: «Да свершится правосудие, даже если погибнет мир».

Но несмотря на независимость судебной власти, ее деятельность все же зависит от других ветвей государственной власти, в основном от законодательной. Так как именно она определяет полномочия отдельных участков судебной системы, статус судей и другие вопросы. А конституция является основой этой законодательной регламентации. Принципы конституции детализируются в специальных законах.

Принципы конституции

Исполнительная ветвь власти не столь значима по отношению к судебной системе.

При рассмотрении функций этой ветви власти, можно отметить, что ее основной направленностью считается материальное, а также и техническое обеспечение деятельности судов.

Но в тех государствах, в которых руководство прокуратурой и отдельные управленческие функции возложили на министерство юстиции, эта роль значительней.

Во второй половине XX в.

ответственные функции, (такие, как: назначение на должность прокуроров и судей, обязанности в установлении дисциплинарной ответственности и формирования судебного корпуса, реорганизации отдельных судов и инспектирования их в необходимых случаях) передаются предусмотренным многими конституциями современной эпохи, особым органам судебного самоуправления. В качестве примера можно привести особые органы Франции, Италии и Польши. В первых двух странах такие органы называются – Высший совет магистратуры. А в Польше – Всепольский Судебный Совет.

Отношение прокуратуры к органам власти не имеет под собой точного определения. Так как во многих странах мира действует она под общим руководством министра юстиции. В этом случае объединенные в единый профессиональный корпус прокуроры и судьи, создают систему, которая входит в судебную власть. 

В таких странах как Венгрия, КНР и др. прокуратура занимает промежуточное положение, так как является организационно-самостоятельной системой. А вот в США децентрализация управления отразилась и на прокуратуре. Так например, министр юстиции занимает пост Генерального прокурора.

Во Франции действует система прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. В первой инстанции – республиканские прокуратуры, во второй (апелляционной) – генеральный прокурор с ассистентами.

При высшей судебной инстанции – Генеральный прокурор Кассационного Суда со своим аппаратом.

В гражданских и уголовных процессах прокуроры являются представителями государства, а также ведут контроль за работой следственных органов.

А уже общее руководство прокуратурой контролируется министром юстиции.

На сегодняшний день вопрос отнесения специальных органов, которые должны принимать решения по вопросам ответственности должностных лиц (например, министры, глава государства, Высшая палата правосудия, Суд республики во Франции) также остается спорным. Так как избрание их членов палатами парламента из числа депутатов является главным аргументом против отнесения первых к судебной власти.

Замечание 2

Остается последнее замечание, касающееся соотношения теоретической и практической роли судебной власти. Как известно, суды существуют уже очень давно, но их наличие не обязательно означает наличие судебной власти. Для выделения ее в самостоятельную и независимую сферу публичной власти странам мира понадобилось довольно долго двигаться по пути правовой государственности.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/sudebnaja-vlast/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.