Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Содержание

Разделение властей в античности

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей —это одна из самых известных и используемых концепций либерализма. Сейчас этот принцип закреплён во многих государствах, в том числе в России, США и Украине. Но далеко не все знают даже примерную историю этого принципа

Начнём с того, что этот принцип первыми придумали далеко не либералы. Мало того, даже не в Новое время — его сформулировали ещё в Античности. Принцип разделения властей в современной интерпретации предполагает разделение государственной власти на три или более ветви для повышения эффективности её деятельности и предотвращения злоупотребления.

Сейчас основной принцип этой концепции сводится к тому, чтобы одно и то же лицо или коллектив не занимались судом, исполнением обязанностей государства и изданием законов, так как это неизбежно ведёт к узурпации государственной власти.

Как правило, создание этого принципа приписывают либо Джону Локку, либо Шарлю Луи де Монтескьё, но они лишь развили существовавшие до них концепции.

Аристотель

Аристотель 384-324 г. до н.э.

Начнём с Древней Греции, а именно с Аристотеля, с четвёртой книги его труда “Политика”. В качестве одной из задач написания данного трактата можно выделить построение идеального полиса.

Данный трактат пользовался большой популярностью, не только в античности, но и вплоть до Новейшего времени. Его фактически можно назвать трудом, заложившим основы политологии и теории государства и права.

Рекомендую к ознакомлению.

В «Политике» уже была описана классическая трёхчленка, затронуты механизмы взаимодействия ветвей власти, выделены их функции и много чего ещё. Но самое интересное — это процесс замещения должностей и то, что он предлагал использовать принцип разделения властей абсолютно в каждой формации, а не только в демократиях и политиях.

Относительно замещения должностей нужно отметить, что он часто прибегал к жребию, использовал цензовую систему и был сторонником установления малых сроков замещения должностей.

Насчёт цели этого разделения можно поспорить, так как, с одной стороны, оно является умозрительным и не жёстким, с другой стороны, Аристотель показывает, как с помощью использования этого принципа достигнуть общего блага.

По большей части, разделение властей Аристотеля является умозрительным разделением и данный принцип выполняет скорее даже управленческую, а не политическую (анти-узурпаторскую) функцию.

У Аристотеля происходит некая объективизация трёх ветвей власти: он сразу говорит о должностных лицах, законодательном органе и судебных органах, как об отдельных группах органов власти, а не об абстрактных отдельных ветвях власти. Более того, рассуждения о разделении властей Аристотель ведёт с точки зрения того, как при том или ином виде государственного устройства будут функционировать эти ветви. Говоря о способах организации исполнительной, законодательной и судебной ветвей, он сразу же рассказывает, как она должна выглядеть в разных видах государственного устройства — в политиях, аристократиях, демократиях, олигархиях, монархиях и тираниях.

Законодательную власть Аристотель выводит на первый план и называет наиболее важной ветвью власти в государстве.

Полномочия законосовещательного органа широко выходят за пределы исключительно законодательной деятельности, так как в качестве предмета деятельности обозначается не просто законотворческая деятельность, а «дела государства». Рамки полномочий Аристотель выделяет следующим образом: 

Законосовещательный орган правомочен решать вопросы о войне и мире, о заключении и расторжении союзов, о законах, о смертной казни, об изгнании, о конфискации имущества, об избрании должностных лиц и об их отчетности. Решение всего этого круга дел может быть поручено либо всем гражданам, либо части их (например, какому-нибудь одному должностному лицу или нескольким), или же решение некоторых дел может быть предоставлено всему составу гражданства, а решение других – части его. Демократическим началом является то, когда все граждане решают все дела, поскольку к такого рода равенству демократия и стремится.

То есть кроме законодательной функции этот орган занимается дипломатическими, надзорными, судебными и административными функциями. Примерно так же, выходят за пределы законодательной деятельности и полномочия большинства парламентов, в том числе российского. Но вот судебных функций (касательно смертной казни и конфискации имущества) у подобных органов, как правило, нет.

Когда Аристотель говорит о демократиях, надо иметь в виду, что демократии Аристотель относит к «неправильным» режимам. Правильной альтернативой он считает политии. В качестве одного из способов замещения должностей, подходящих политии, он выделяет следующий способ:

Если же для некоторых дел должностные лица назначаются по выбору, а для других – по жребию (в последнем случае либо непосредственно по жребию, либо по жребию из числа предварительно намеченных кандидатов) или если при замещении должностей применяются совместно и избрание и жребий, то в таком случае мы имеем дело отчасти с аристократией, отчасти с политией в собственном смысле.

Чем он примечателен? В первую очередь он примечателен тем, что используется жребий, данный способ использовался в античности для того, чтобы гарантировать сменяемость власти и то, что никакая группировка не захватит власть полностью.

Кроме того, не стоит забывать, что в греческой традиции, в том числе, и у Аристотеля преобладают крайне малые сроки замещения должностей.

Скрещение механизмов жребия и малых сроков замещения с одной стороны, устраняет риски узурпации власти и злоупотребления, а с другой стороны, может негативно влиять на качество управления. Последнюю проблему можно решить с помощью отбора кандидатов.

Рассуждения Аристотеля об исполнительной власти несколько сумбурны и не дают чёткого представления о том, как должна быть устроена исполнительная власть, хотя вопросы о предельном количестве должностей однозначно им ставятся, но только вопросы, к сожалению, без удовлетворяющих ответов.

Говоря о судебной власти Аристотель предлагает делить суды по следующим основаниям: из кого судьи набираются, что подлежит суду, как замещаются судьи. Разделение судов по юрисдикции у Аристотеля имеет характер жёсткого разделения специализации и дробления.

В частности из 8 видов судов, выделяемых Аристотелем, суд по делам об убийствах делится ещё на несколько видов суда. Отличительной особенностью является наличие особых судов для судов между иностранцами. При этом сами иностранцы не имеют права самостоятельно выступать в других судах, в суде за них может выступить другой гражданин.

В качестве механизма замещения должностей он предлагает соединение жребия и избрания.

Полибий

Полибий. Родился в 200 г. до н.э.

И если Аристотель много времени не уделял взаимодействию между ветвями, то Полибий наоборот строит свои рассуждения именно на этом. Обратимся к 6 книге “Всеобщей истории” Полибия.

Полибий понимает, что государство нуждается в механизме, обеспечивающим его надёжность, и предлагает своеобразный рецепт по уравновешиванию государства. В качестве образцов он берёт Спарту и Рим. Спартанский законодатель Ликург разделил власть в государстве не просто между тремя ветвями или тремя институтами, он разделил её между тремя формами правления.

Ликург совместил демократию, аристократию (или скорее даже геронтократию) и монархию (царизм). Высшими органами государства были — народное собрание, совет старейшин и два царя. Причина диархии царей объясняется мифом о первых царях, но чёткого объяснения нет.

В качестве одной из версий является объединение двух общин или двух народов, а иногда за автора диархии принимают Ликурга, что явно не совсем корректно, однако, существовала традиция относить все предписания относительно общественной жизни именно ему.

Система управление в Спарте

В Спарте верховные органы отличались не только функциями и полномочиями, но и источниками формирования, что обеспечивало стабильность государственного строя.

Это чем-то похоже на устройство демократии в федеративных государствах, где часть органов формируется от всего населения, а часть от субъектов федерации.

Например, В США президента избирают от всех штатов через институт выборщиков, палату представителей от всех избирателей, а сенат от каждого штата по отдельности.

Так, Ликург уразумел, что все, о чем мы говорили раньше, совершается неизбежно и естественно, и убедился, что всякое государственное устройство, раз оно просто и сложилось по одному какому-либо началу, страдает неустойчивостью, ибо быстро вырождается в неправильную форму, ему соответствующую и сопутствующую по самой природе. Как для железа ржавчина, а для дерева черви и личинки их составляют язву, сросшуюся с ними, от коей эти предметы и погибают сами собою, хотя бы извне и не подвергались никакому повреждению, точно так же каждому государственному устройству присуще от природы и сопутствует ему то или другое извращение: царству сопутствует так называемое самодержавие, аристократии — олигархия, а демократии — необузданное господство силы. В эти-то формы с течением времени неизбежно переходят поименованные выше государственные устройства, как мы только что разъяснили. Ликург предусмотрел это и потому установил форму правления не простую и не единообразную, но соединил в ней вместе все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не прививалась сверх меры и через то не извращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерного колебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля. Ликург спартанский 800-730 г. до н.э.

То есть Полибий предлагает использовать систему сдержек и противовесов, действующую в настоящее время, например, в США и других странах. И функция этой системы является достаточно близкой к классической функции разделения властей в либерализме — это противостояние произволу.

На чём строилось противостояние царей, народа и старейшин? На том, что, несмотря на огромную власть царей у народа, было право возмущаться ими, но оно было ограничено советом старейшин, которые следили за соблюдением традиций и порядка, то есть для победы одного института над другим ему нужна была помощь третьего института.

Таким образом, Ликург создал систему, которая обладает крайне сильной инерцией, то есть такую систему государственного устройства, которая обеспечивает одновременно и политическую стабильность и соблюдение сформировавшихся традиций и права.

Однако, такая система имеет недостаток в виде слабой мобильности, потому что только в случае крайней необходимости она может совершить изменения для адаптации к новым условиям.

Кроме Спарты в качестве примера Полибий упоминает Рим. Там система похожая на спартанскую действовала до режима принципата. Были цари (позже консулы, ещё позже императоры), был сенат, были комиции (как народные, так и аристократические) и были народные собрания.

С начала режима принципата вся власть начала постепенно уходить к принепсу (императору). В конце концов, наступил режим домината, когда вся власть была максимально централизована и объединена в руках одного императора, а позже разделена между разными императорами.

Продержался режим домината около двух сотен лет, после чего империя пала. 

Заключение

Собственно, несмотря на все плюсы системы сложившейся в Риме, она всё же пришла к тому, что большую власть начали захватывать те, у кого в руках армия, в результате чего активный в военном плане Рим погиб под весом своих экспансионистских амбиций, уничтожив себя и свои традиции управления собственной же армией.

Иронично, не так ли? Пала и Спарта, но скорее из-за вырождения спартанцев и внешних причин, а не из-за серьёзных пороков государственного строя.

После падения режимов с разделением властей в Риме и Спарте об этом принципе можно было бы забыть полностью на десяток веков… Не всё так просто: после временной смерти этого принципа, схожую с разделением властей,концепцию установило христианство. 

Продолжение следует…

Автор – Антон Силаев

Подписывайтесь на наш паблик в ВК и на наш Telegram-канал

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5da63fe935c8d800ac3f0f9d/5dadb0478600e100b133b636

Принцип разделения властей – суть, истоки, значение

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно
Костильен Пелих / :10.06.2019 / Последнее обновление: 10.06.2019

В статье рассмотрим важнейшее в правовом государстве положение, получившее название принцип разделения властей. В чем его суть? каковы истоки, задачи, значение?

Принцип разделения властей – это правовая теория, определяющая, что власть в государстве должна быть разделена на три основных ветви:

  • законодательную
  • исполнительную
  • судебную

Каждая из ветвей самостоятельна, независима и должна сдерживать друг друга. Такое разделение властей, как правило, закрепляется законодательно.

Истоки принципа деления власти на три ветви

Первым мыслителем, который высказал мысль о необходимости разделения властей, был Аристотель (384 год до н. э. – 322 год до н. э.). В своем труде «Политика» он обосновывает необходимость разделения власти в государстве на три ветви: на законодательную власть, на должностную и на судебную.

В дальнейшем наиболее полную разработку этого положения осуществили Джон Локк (1632-1704) и Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Следует отметить, что именно со второй половины 18 века идея разделения властей признается основополагающим правилом государственной власти в ряде государств и начинает применяться на практике.

В дальнейшем, в результате развития этой теории, в нее был привнесен принцип сдержек и противовесов, как необходимое условие устойчивости функционирования государственной власти.

Со временем список ветвей власти подвергался коррекции. Так наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью, к самостоятельным ветвям власти могут относить, например, избирательную власть или контрольную. Иногда средства массовой информации (СМИ) относят к четвертой власти в государстве.

Суть принципа

Какова основная задача, которую должно решить разделение власти в государстве? Какую цель преследует разделения властей? Цель одна: предотвратить сосредоточение власти в каком-то одном государственном органе – ибо это грозит подавлением личности, ограничением ее прав, и, в конечном итоге, приводит к деспотии.

При этом следует отметить, что любая из властей должна быть полностью независима и самостоятельна.

Также при помощи системы сдержек и противовесов должна быть реализована возможность взаимоконтроля властей.

Но также обязательно и плодотворное взаимодействие всех властей, поскольку они существуют в едином государстве и участвуют в одном процессе: обеспечении функционирования государственной власти.

Итак, что включает в себя принцип разделения властей:

  • Детальное определение властных полномочий каждой из властей
  • Взаимный контроль, сдерживание и противовес
  • Координацию и сотрудничество ветвей власти

Рассмотрим подробнее каждую из основных ветвей власти.

Три ветви власти

Как было определено выше: власть в государстве должна делиться на законодательную, на исполнительную и на судебную власть. Определим краткое содержание обозначенных властей.

Законодательная власть

Ее основная задача разработать и узаконить систему правовых норм (законов) для государства. Именно законодательная власть владеет монополией написания законов и придания им характера обязательного исполнения. Концентрируется законодательная власть в законотворческих органах государства (парламентах и иных выборных органах)

Характеристики законодательной власти:

  • Наличие коллегиальности в принятии законов
  • Отсутствие соподчиненности

Исполнительная власть

Органы власти, такие как, кабинет министров, министерства, другие госучреждения наделены исполнительной властью. Основная задача исполнительной власти – обеспечить исполнение государственных законов, организовать эффективное управление жизнедеятельности социума.

Характеристики исполнительной власти:

  • Практическая реализация законов и правовых норм
  • Организационная черта деятельности
  • Постоянный характер управления

Судебная власть

Основная функция судебной власти – осуществление правосудия. Именно суд призван решать правовые споры, определять виновность субъекта и привлекать к ответственности за нарушения правовых норм государства.

Также суд является независимым и объективным арбитром различных юридических споров. Судьям предоставлена юридическая неприкосновенность, что во многом обуславливает их независимость и самостоятельность. Однако к ответственности судьи, безусловно, могут быть привлечены.

Только, в отличие от обычных граждан, порядок привлечения их к ответственности более усложненный.

Значение деления власти на три ветви

Итак, можно констатировать, что принцип разделения властей, является краеугольным камнем правового государства. Только при раздельности основных ветвей власти государства, их независимости друг от друга при их же плодотворном взаимодействии, возможно функционирование правового государства и обеспечения жизнедеятельности здорового общества.

Вывод

Принцип разделения властей – положение о том, что государственная власть должна делиться на три независимых автономных и сдерживающих друг друга ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип направлен на предотвращение сосредоточения власти в одних руках и обеспечении правовых свобод граждан.

Статья была Вам полезной?
Поставьте оценку – поддержите проект!

Загрузка…

Источник: https://androfon.ru/politologiya/printsip-razdeleniya-vlastey

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Принцип разделения властей: кратко и понятно

Для эффективного развития и функционирования общества и страны в целом государству необходим современный структурированный механизм управления. Таким механизмом для стран считается принцип разделения властей.

Понятие принципа кратко

Принцип разделения властей – это рассредоточение государственной власти на отдельные, не зависимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти и имеется своя система сдержек и противовесов.

История принципа восходит к рационализму идей французского Просвещения. Такие его корифеи, как Жан-Жак Руссо, Шарль Монтескьё, Гольбах, Дидро в противовес авторитарной власти монарха предлагали разумный принцип деления власти.

В настоящее время данный принцип подразумевает разделение государственной власти на следующие институты: законодательный орган (создание, корректировка законопроектов), исполнительный орган («приведение в жизнь» принятого закона), судебная система (контроль за исполнением принятых законов).

Однако в некоторых странах (в основном с посттоталитарным и поставторитарым политическими режимами, например как, в России), существует четвертый институт власти.

В Конституции РФ прописано, что «государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», то есть президент находится вне общего деления, имеет некоторые права и обязанности в каждой сфере власти и является посредником между ее субъектами, координируя  деятельность государства в целом.

Подробнее о структуре государственной власти РФ смотри здесь.

Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Преимущества

В чем преимущество такого устройства?

Если говорить кратко, разделение властей способствует более быстрому по скорости ведению политического процесса. Например, в Германии учеными был проведен следующий эксперимент: две группы по 50 человек должны пройти каждая через свою дверь с той лишь разницей, что у одной двери есть турникет. Суть эксперимента — выяснить, какая группа быстрей пройдет через дверь.

Во время проведения опыта было установлено, что через дверь с турникетом прошли быстрее, чем без него, так как препятствие на пути вынуждало людей строится в две колонны и, следовательно, через дверь могли пройти два человека одновременно, в то время как неорганизованная толпа проходила по одному. Проведем аналогию с нашей темой.

Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость  преобразований в различных сферах общества страны.

Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе.

Так, например, на уровне местного самоуправления введение электронных проездных в городе Перми было принято на законодательном уровне Гордумой, но вследствие технической неподготовленности городского транспорта оно было приостановлено.

К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности (В. Вильсон).

Принцип разделения властей подразумевает наличие структуры институтов каждой власти (Министерства — Кабинеты — Комиссии), что приводит к росту бюрократического аппарата в стране.

Исследования РБК на основании данных Росстата в 2013 году показали: количество конкретно госслужащих составило 1 млн 455 тыс. человек, то есть 102 чиновника на 10 тыс. человек. В РСФСР на пике расцвета бюрократизма в 1988 году аппарат чиновников насчитывал 1 млн 160 тыс.

человек или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем в 2013 году).

Нельзя отрицать и следующую тенденцию в работах М. Ориу: на практике постепенно происходит подавление законодательной власти исполнительной, парламента — правительством. Это связано с возрастанием влияния Президента и Правительства, их результативной деятельностью, политическим и экономическим состоянием в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что принцип разделения властей в настоящее время хоть и закреплен юридически во многих странах мира, в действительности же скорее представляет собой политический идеал, чем конкретное состояние, в связи со сложностью претворения в жизнь данного принципа в конкретных условиях.

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2016/05/10/princip-razdeleniya-vlastej-kratko-i-ponyatno/

Что такое разделение властей и как оно работает в России

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Разделение властей – это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

  • Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.
  • Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.
  • Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

  • Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.
  • Все власти равны и автономны.
  • Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.
  • Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их – ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений – объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха – король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк – отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей – предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Шарль Луи де Монтескьё – французский просветитель, автор теории разделения властей

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма – разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

Разделение властей в России

Разделение властей – одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции РФ

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ – это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты – Государственной Думы, и верхней палаты – Совета Федерации.

Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть – по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации.

Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ – это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть – это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ – это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» – президентской – невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью.

Например, его указы считаются подзаконными актами – как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства.

Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является – президент или премьер-министр.

Президент России Владимир Путин на церемонии инаугурации. 2018 год. Reuters

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов – это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей – один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Источник: https://www.anews.com/p/104509263-chto-takoe-razdelenie-vlastej-i-kak-ono-rabotaet-v-rossii/

Плюсы и минусы принципа разделения властей

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Время проходит, общество эволюционирует. Под эволюцией можно подразумевать не только способность к прямохождению, труду и коммуникации. Эволюцией можно по праву называть любую весомую перемену в общественной жизни уже осовремененного, привычного людям 21 века общества.

Изменения в сфере власти и органов управления всегда не проходят мимо. Подобные реформы меняют устоявшиеся структуры. Иногда это приводит к положительному результату, иногда встречается негативом и возгласами вроде «раньше было лучше».

А как обстоят дела с принципом разделения властей?

Что такое принцип разделения властей

Сейчас для всех кажется привычным идея трех веток власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательной считаются те органы и люди, которые издают законы, способны их предлагать, формулировать и принимать. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Судебная власть – всем знакомые суды. В России есть Конституционный суд, Верховный Суд России и федеральные суды, расположенные в регионах. У судов также имеется классификация, среди них выделяются мировые.

Исполнительная – это отделы полиции, прокуратура и прочее. Всё исходит из определения, они «исполняют», то есть в их полномочия входит любой ценой обеспечить соблюдение установленных законодательной и судебной властями правил.

Каждая из различных веток властной структуры обособленна, представители обладают отдельным рядом полномочий и обязанностей. В то же время они зависимы друг от друга, и принадлежность человека к той или иной ветке не должна делать из него неприкосновенного для другой.

Всё это призвано контролировать ситуации в обществе.

Плюсы

Итак, каковы плюсы идеи обособить и разделить столь важную структуру?

  • Предполагаемая независимость. Предполагается, что каждая ветка власти будет беспристрастна по отношению к представителям другой. Учитывать мнения людей обязаны законодательные деятели, им запрещено делать акцент на ком-то конкретном. Полицейские всегда могут применять свои полномочия к, например, людям из Государственной Думы или из суда, если на то есть основания (лицом, к которому применяются меры воздействия, было совершено правонарушение). И судить также можно любого человека, вне зависимости от его статуса. Работает ли это так на самом деле? Когда как. Однако изначально именно такой принцип работы и предполагается.
  • Упрощение работы властного аппарата. Все процессы относительно власти и органов должны происходить значительно быстрее, если работа распределяется по нескольким представителям одной и той же сферы.
  • Укрепление уверенности во власти. Когда в разных сферах господствуют разные люди, это создает впечатление независимости отдельных частей одного аппарата. Люди верят, что прокурор не сможет повлиять на будущее решение судьи из-за своей личной неприязни к человеку. Граждане становятся убеждены, что законы издаются не с науськиванием со стороны полицейских по межличным конфликтам с той или иной частью населения. Появляется уверенность в кристальной чистоте процессов.
  • Доверие людей. Благодаря уверенности в том, что процессы, пусть они и взаимосвязаны, происходят без вмешательства человеческого фактора, опираясь только на изданные законы и конституцию, граждане начинают полностью доверять представителям из каждых веток и верить, что все их действия направлены на улучшение правового качества жизни народа.
  • Профессиональная разгрузка. Людям, которые работают над принятием законов, необязательно ловить преступников по городу – напротив, они не должны. В то же время люди, в полномочия которых входит поимка преступников, не обязаны думать над разработкой новых законов. В теории все может выполняться одними лицами, но разделением их «профессионально разгрузили» — заставили выполнять лишь определенный перечень действий.

Минусы

А теперь о минусах, которые даже в такой идее нашлись.

  • Явление «блата». «Полицаи его отпустили, потому что он сын депутата» — перешептываются на улицах. Да, случается и такое. Эти «поблажки» незаконны, но имеют место быть.
  • Перекладывание ответственности. Перенаправляют в суд с вопросом, предназначенным для прокуратуры. Отправляют к «верхам» с полицейской задачей. Кажется смешным, но такое часто имеет место быть не только в России.
  • Неэффективная работа со ссылкой на другую ветку. Плохие законы, потому не ловят преступников, и суды несправедливы. Плохие суды, потому и преступников не ловят. Плохие полицейские, потому и законы хорошие издавать не хочется. Как говориться, «моя хата с краю, ничего не знаю».
  • Фактическое усложнение решения вопросов. Перенаправление в разные органы, уйма бумажной волокиты для решения одного, казалось бы, пятиминутного вопроса – обычное, привычное явление. Конечно, такое вызывает много недовольства, но что поделать?
  • Явление коррупции. Пожалуй, самое ужасное, что может случиться. «Деньги решают всё». Истории о том, как «за доплату» выпускают из тюрем потенциально опасных людей, подделывают документы и прочее подкашивает доверие народа. А берутся такие истории отнюдь не из воздуха!

Заключение

Так или иначе, разделение властей – принцип хороший, довольно эффективный. Когда за всё отвечает один человек, или одна и та же группа человек, рано или поздно отслеживается точный механизм работы, который в то или иное время будет повторяться и не приведет государство как таковое к прогрессу общественному, производственному или любому другому.

Очень важно иметь широкий круг государственных органов, в которые можно обратиться для решения того или иного вопроса. При нормально прописанных полномочиях разветвлений в структуре всё функционирует налажено, население остается довольно и обзаводится доверием к каждой из веток. Доверие граждан — это то, к чему должны стремиться власти каждой страны современного мира.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-principa-razdeleniya-vlastej/

Разделение властей

Принцип разделения властей кто придумал. Принцип разделения властей: кратко и понятно

Бесправие, насилие и диктатура возможны тогда, когда действующая власть чрезмерно сосредотачивается в одних руках. Современные страны имеют три ее ветви: законодательная, исполнительная и судебная. На сегодняшний день распределение властей – это признанная во всех демократических государствах норма.

Рисунок 1. Разделение властей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Разделение властей — политико-правовая практика и теория, согласно которым правительственная власть должна быть распределена между независимыми друг от друга ветвями.

Указанная практика считается обязательным условием успешного развития любой страны. Однако концепция разделения властей в реальности управления государственными процессами существовала не всегда.

Так, древние греки соединили функции всех трех ветвей в Афинское собрание, а уже в Средние века полноценное управление государством делили между собой духовенство, король и знать.

Когда верховный монарх пытался сосредоточить правительство только в своих руках, сразу возникал абсолютизм.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Даже в те времена короли и императоры не могли действовать без финансов. Чтобы их получить и удержать, необходимо было увеличивать налоги и созывать дворянские ассамблеи. Таким образом, аристократия постепенно вмешивалась в политику короля в обмен на свои деньги.

Замечание 1

В итоге появились многочисленные законодательные собрания в виде риксдагов, парламентов и генеральных штатов, которые медленными, но уверенными шагами увеличивали свою власть.

Вскоре дошло до того, что правители стали нуждаться в их постоянной поддержке, чтобы провести определенные реформы в социуме.

В современных демократических государствах разделение законодательной власти осуществляется следующим образом:

  • правительственная ветвь – представляет парламент, который избирается посредством тайного ания с учетом реализации одинаково доступного для всех избирательного права;
  • исполнительная ветвь действующей власти – подчиняется президенту или премьер-министру, которые руководят сразу несколькими правовыми органами: министерствами, администрациями и различными ведомствами;
  • судебная власть – обеспечивает легальность деятельности первых указанных ветвей путем создания Верховного суда или подобной инстанции, которые осуществляют тщательный надзор за соблюдением установленной конституции и соответствием ей основных распоряжений государственных органов.

Итак, очевидно, что когда в стране происходит распределение властей на три ветви, то все соответствующие институты, являясь абсолютно независимыми, будут контролировать друг друга, препятствуя своими действиям попыткам злоупотреблять положением.

Принцип разделения властей

Ключевая суть исполнительной власти состоит в исследовании теории государственной власти и гипотезы разделения властей. Правительственные органы и другие системы государства, будучи достаточно тесно взаимосвязанными, обеспечивают в реальной жизни процесс государственного демократического управления.

Определение 2

Государственная власть — это концепция универсальных гражданских отношений и деятельность правительственных структур, которая осуществляется путем установленных в стране законодательных форм и способов, направленных на создание демократического режима в социуме, защиту свобод и прав любого гражданина, а также обеспечение объективного государственного контроля.

Демократизм и эффективность правовой деятельности возможно достигнуть с помощью разделения государственной власти на три ранее рассмотренные ветви, которые выполняют строго предписанные им функции, следовательно, отсутствие одной из них повлечет за собой грубое нарушение принципов демократии. Однако значимая роль в современном мире отводится именно исполнительной власти.

Принцип распределения властей считается одним из центральных конституционных методов, для которого характерны такие общие признаки:

  • грамотное распределение власти между действующими законодательными органами;
  • рассредоточение основных функций государственной деятельности по различным госслужащим;
  • комплексное обеспечение взаимного равновесия всех органов власти;
  • установленное законодательством равенства правовых структур;
  • независимость органов исполнительной, законодательной и судебной власти в проведении специальных государственных мероприятий и определенной компетенции демократических стран.

Классически гипотеза разделения властей подразумевает обязательное создание самостоятельных государственных систем, осуществляющих качественную власть в целях выполнения функций и задач государства, стабильного обеспечения демократического развития общественных традиций, соблюдения свобод и прав граждан. При этом, абсолютно все ветви власти уравновешивают и взаимно дополняют друг друга.

Идея разделения властей

Чтобы исключить возможный деспотизм, необходимо строгое и тщательное распределение действующей власти.

В каждом разумно функционирующем государстве в обязательном порядке должны взаимодействовать три ветви власти: законодательная, которая издает важные законы; исполнительная, осуществляющая комплексное управление на базе изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законопроектов и осуществляющая справедливое правосудие.

Замечание 2

Деспотизм может возникнуть там, где достаточная независимость одной ветви правительства не поддерживается другими.

В этом случае, законодатель не может быть руководителем, так как первый издает законы, а второй обязан подчиняться им. Ни правитель, ни законодатель не могут самостоятельно творить суд: они только назначают судей.

В истории наиболее предпочтительной считается полная гармония между всеми тремя сферами власти, но такая гармоничность и слаженность подразумевает также борьбу и противоречие.

Если же власть исполнительная и законодательная соединены в одном учреждении или физическом лице, то свободы просто не может быть будет.

А в случае, если комбинировать судебную и исполнительную власть, то судья получает уникальную возможность стать настоящим угнетателем.

Ключевая цель деятельности законодателей состоит в том, чтобы должным образом предоставить народу спокойную, нормальную и социально справедливую жизнь.

В идеале между этими тремя правительственными ветвями должно установиться лад в виде правопорядок, который являл бы собой высшее совершенство.

Но исторический опыт доказывает, что последовательно реализовать принцип разделение власти практически невозможно, ведь для этого необходимо в течение всего времени соблюдать равенство и баланс между ними.

Механизм разделения властей

Механизм государства представляет собой комплексную систему правительственных органов, организаций и учреждений, осуществляющих практическую деятельность по предоставлению регулятивной и охранительной функции страны

Такие процессы в государстве являются не только главными, но и выступают в роли определяющего элемента в политической системе. Данный механизм способен обеспечить объективное функционирование абсолютно всех сфер общественной жизни, а также оказывать положительное и отрицательное воздействие на явления, происходящие в обществе.

Определение 3

Современное государство — это особый механизм согласования неминуемо различных интересов и потребностей граждан или их организаций для обеспечения общего блага, и развития полноценного государства.

Структура механизма страны изменчива и многогранна, так как в нее входят все государственные органы управления, которые обладают властными полномочиями, а также правительственные организации, не имеющие организационных и финансовых средств. Ключевой ячейкой механизма правительственной власти считается человек, а субъект выступает в роли носителя государственной системы.

Элементы механизма объединяются различными способами, создавая универсальный институт мысли классического учения о распределение властей, которое не сводит данную практику ни к разделению труда в сфере государственной власти, ни к выражению определенного компромисса классово-политических сил, который можно наблюдать в развитых правовых концепциях. Разделение властей – это, в первую очередь, форма демократии.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/razdelenie_vlastey/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.