Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

Содержание

Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки

Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

Закон 44-ФЗ не слишком подробно поясняет вопросы национального режима. Вместе с тем для заказчиков существует много правил, установленных подзаконными нормативными актами. Сегодня рассмотрим, как работать с требования нацрежима.

Суть национального режима

Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:

  • заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
  • ограничение на закупку иностранных товаров;
  • условия их допуска на рынок госзакупок.

Правительство РФ утвердило перечни объектов иностранного производства, которым запрещено участвовать в закупках. А также списки объектов, которые могут участвовать при определенных ограничениях. Что касается условий допуска на рынок госзакупок, то они устанавливаются регулятором.

На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках

ЗапретОграничениеУсловия допуска
Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет.Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производитсяПравило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей.Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) – достаточно одной заявки с российским товаромЗаявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию.Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2)
Примеры: иностранное ПО, товары машиностроенияПримеры: медизделия и препараты, радиоэлектроникаСамые разные товарные группы

Правовое регулирование

Нормативная база по нацрежиму обширна. Мы собрали все НПА в одной таблице. Заказчику следует изучить все нормативные акты, поскольку в каждом из них установлены собственные правила применения. Ну и, конечно, перечни товаров, на которые сей нормативный акт распространяет.

Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках

Название (ПП — постановление Правительства)Сфера регулирования
Запрет на допуск к закупкам
1ПП от 14.01.2017 № 9Общее
2ПП от 14.07.2014 № 656Отдельные виды товаров машиностроения
3ПП от 16.11.2015 № 1236Программное обеспечение
4ПП от 11.08.2014 № 791Товары легкой промышленности и услуги по их прокату
5ПП от 05.09.2017 № 1072Отдельные виды товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Ограничения на допуск к закупкам
1ПП от 26.09.2016 № 968Отдельные виды радиоэлектронной продукции
2ПП от 04.12.2017 № 1469Медицинские изделия — стенаты для коронарных артерий, катетеры для ангиопластики и эмболэктомии
3ПП от 05.02.2015 № 102Отдельные виды медицинских изделий
4ПП от 30.11.2015 № 1289Лекарственные препараты из списка жизненно важных
5ПП от 22.08.2016 № 832Отдельные виды пищевых продуктов
Условия допуска
1Приказ Минэкономразвития 25.03.2014 № 155.Общее

При планировании закупок заказчик должен знать, какими из вышеупомянутых актов регулируются правила нацрежима для того либо иного объекта.

Информацию об этом необходимо указать в плане-графике в столбце 27.

Чтобы ссылки на нормативные акты там отразились, в ЕИС нужно перейти во вкладку «Условия закупки» и прописать НПА в разделе «Преимущества и требования к участникам закупки»:

Нужно прописать регулирующие НПА в этом разделе, и тогда они отразятся в плане-графике

Применение запрета

Допустим, заказчику нужно закупить автотранспортные средства — автобусы (ОКПД 29.10.30.111). Они входят в перечень из постановления № 656. В этом документе объекты закупки разделены на две группы. И для каждой из них установлены перечни документов, при предоставлении которых запрет применяться не будет.

https://www.youtube.com/watch?v=dPBcgvesmZo

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Заказчик получил 3 заявки. Вторые их части содержались следующие документы:

  1. Участник 1. Копия специнвестконтракта.
  2. Участник 2. Сертификат СТ-1.
  3. Участник 3. Сертификат СТ-1, не удостоверяющий требованиям постановления 14.07.2014 № 656. Заявка отклонена.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний».

Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

Заявки подали 4 участника:

  1. Участник 1. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  2. Участник 2. Предложил препарат, произведенные в Европе.
  3. Участник 3. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  4. Участник 4. Предложил препарат, произведенный в России, не приложил сертификат СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью.

Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему.

Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Виды закупок
Конкурс, Запрос котировокЗапрос предложенийАукцион
Заявка участникаОкончательное предложениеПобедитель
Заявка (окончательное предложение) содержит иностранный товарЗаявка (окончательное предложение) содержит товар из РФ или ЕАЭСЗаявка содержит предложение иностранного товараЗаявка содержит предложение товара из РФ или ЕАЭС
Преференции нетПри оценке контракта учитывается цена на 15% нижеС победителем заключается контракт по цене на 15% ниже предложеннойПреференции нет
Преференции нет
Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложенийАукцион
В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155Закупка признана несостоявшейсяВсе заявки содержат предложения поставки иностранного товара
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет менее 50%Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет более 50%

В частности, если заказчик проводит запрос котировок или конкурс, то оценивает заявки с российским товаром по критерию «цена контракта», как будто они содержат цену на 15% дешевле. Если же проводится аукцион, то в случае победы заявки с иностранным товаром контракт будет заключаться по цене, на 15% ниже предложения поставщика.

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Пример 1. Были поданы 5 заявок, все они допущены к аукциону. По итогам аукциона получилось вот что:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Ценового предложения не подано.
  4. Участник 4. Продукция китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Итак, участники № 3 и № 5 не стали участвовать в торгах. Таким образом, единственное предложение российского товара из аукционного выбрало. Следовательно, 15%-ное снижение цены контракта не применяется. Заказчик заключил контракт по цене 76 000 рублей.

Пример 2. На аукцион были поданы следующие заявки:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  4. Участник 4. Продукция российского и китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Как видно, участник № 4 предложил товары, смешанные по происхождению. Однако он не продекларировал соотношение долей изделий китайского и российского производства.

В процессе расчета доли по цене единицы за товар при обосновании НМЦК вышло, что товара российского происхождения менее половины. Это значит, что включается правило 15%-ного снижения цены.

Заказчик заключил контракт с участником № 4 по цене 64 600 рублей.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/nacionalnyj-rezhim-v-goszakupkax-praktika-primeneniya/

Преференции по 44-ФЗ: условия, схемы предоставления, примеры

Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

Преференции по 44-ФЗ – что это такое? Условия предоставления преференций по 44-ФЗ. Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ. Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ. Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ? Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Преференции по 44-ФЗ – что это такое
  • Условия предоставления преференций по 44-ФЗ
  • Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ
  • Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
  • Что еще нужно знать о преференциях по 44-ФЗ
  • Какие предусмотрены преференции отечественным производителям по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ предоставляются разным категориям поставщиков, участвующих в электронных торгах. В законе и Постановлениях Правительства прописаны условия, которым должны соответствовать поставщики. Также там указаны схемы предоставления преференций.

Знать о применении льготного порядка в ходе выбора исполнителя важно не только поставщикам, но и заказчикам, чтобы правильно определить победителя торгов и соблюсти все условия, прописанные законодательством.

Преференции по 44-ФЗ – что это такое

Некоторым организациям и предприятиям доступны особые условия, предоставляемые государством и облегчающие ведение хозяйственной деятельности, – льготы, или преференции. Они разработаны не только для сферы производства и налогообложения, но и для госзакупок.

Закон о контрактной системе (44-ФЗ) не содержит определения преференций, однако в нем установлены правила, в соответствии с которыми организаторы тендеров должны определять поставщика. Среди них есть нормы, регламентирующие преимущественное право некоторых участников закупок на исполнение контракта.

Преференции могут предоставляться не только на основании 44-ФЗ, они установлены также в других нормативно-правовых актах:

  • В Постановлении Правительства № 649 от 2014 г. с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых у учреждений УИС.
  • В Перечне товаров, работ и услуг, закупаемых у организаций инвалидов по Постановлению Правительства № 341 от 2014 г.
  • В Приказе Минэкономразвития № 155 от 2014 г., регламентирующем допуск продукции зарубежного производства (заменен Приказом Минфина от 2018 г. № 126н).
  • В Постановлении Правительства № 925 от 2016 г., устанавливающем приоритет для отечественной продукции.

Также преимущественным правом на исполнение госконтрактов обладают компании, которые предлагают заказчику товары, произведенные в России или в странах ЕАЭС (в том числе в Беларуси) (ст. 14).

Смысл любой льготы по ст. 28-30 Закона №44-ФЗ состоит в том, что из нескольких одинаковых по условиям предложений исполнения госзаказа от участников аукциона его организатор должен выбрать компанию, относящуюся к соответствующей категории.

Для получения преимущественного права на исполнение госконтракта участники тендеров должны соответствовать определенным требованиям.

К примеру, учреждения уголовно-исполнительной системы обязаны быть в перечне из Постановления Правительства № 89 от 2000 г.

Организацией инвалидов может быть признано объединение, не менее 80 % участников которого являются лицами с ограниченными возможностями здоровья или их законными представителями в соответствии с требованиями ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Субъектами малого предпринимательства являются фирмы, соответствующие условиям ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 2007 г. В ней установлены ограничения по среднесписочной численности персонала и годовой доходности компании.

Целью создания социальных НКО является осуществление деятельности, не имеющей коммерческой составляющей. Она регламентируется законом «О некоммерческих организациях». Преференции по 44-ФЗ предоставляются только НКО, учредителями которых являются негосударственные и муниципальные образования.

Если говорить о льготах, предоставляемых в рамках национального режима, то ограничений для потенциальных поставщиков, имеющих преимущественное право при проведении аукционов, нет.

Это может быть любое физическое лицо или организация, предлагающая продукцию отечественного происхождения или выпущенную в странах ЕАЭС.

Схема предоставления преференций и ограничения по 44-ФЗ

Преференции по 44-ФЗ реализуются по различным схемам в отношении каждой из категорий участников госзакупок, которые имеют на них право.

Учреждения уголовно-исправительной системы могут пользоваться преференцией в размере 15 процентов по 44-ФЗ. Это значит, что победившая на торгах организация вправе затребовать увеличение стоимости контракта на 15 %.

При этом не допускается превышение НМЦК, прописанной в извещении об аукционе. К примеру, НМЦК составляет 1,5 млн руб. Победителем закупки стала компания из состава УИС с ценой 1,35 млн руб. Заключение с ней контракта возможно максимум по стоимости в 1,5 млн руб.

, хотя увеличение ее на 15 % позволило бы поднять цену заказа до 1,55 млн руб.

Аналогична схема предоставления преференций инвалидам по 44-ФЗ. Постановления Правительства устанавливают четкие правила участия их в госзакупках. Заключая контракт, такие компании тоже могут требовать повышения стоимости контракта не более чем на 15 %. И также существует ограничение итоговой цены закупки не более НМЦК.

Необходимо помнить, что закон обязывает заказчиков проводить закупки в размере не менее 15% от общего объема, отбирая методом аукциона поставщиков среди СМП и НКО социальной направленности. Для малых предприятий действуют особые условия оплаты госконтрактов – в течение 15 дней после исполнения (в общем случае этот срок составляет 30 дней).

Установка преимущественного права для небольших компаний на участие в закупке целесообразна, только если они смогут исполнить контракт. К примеру, не следует организовывать тендер для СМП и СОНО, если планируется закупать медицинские услуги или топливо, так как такие услуги и товары поставляют в большинстве случаев крупные организации.

После выбора объекта закупки у СМП требуется отражение информации в плановых документах, закупочной документации и контракте. При этом обязательно нужно прописать следующие моменты:

  • Оплата. В случае если исполнителем контракта является СМП или СОНО, то заказчик обязан произвести оплату не позже чем через 15 дней после подписания приемочных документов.
  • Штрафы. Если оплата не производится в срок, то начисляется пеня. За другие нарушения условий контракта назначаются штрафы. В документации должны быть обязательно отражены эти условия. Следует указывать фиксированный размер штрафа в зависимости от цены контракта, а также всю линейку штрафных санкций. Малые предприятия штрафуют на следующие суммы:
  • 3 % при стоимости закупки до 3 млн руб.;
  • 2 % при стоимости закупки от 3 до 10 млн руб.;
  • 1 % при стоимости закупки от 10 до 20 млн руб.

Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ

Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.

Структура ОКПД2:

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/preferentsii-po-44-fz/

Приказ 155 Минэкономразвития от 25.03 2014 – как применяется по 44-ФЗ

Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

Приказ Министерства экономического развития №155 “Об условиях допуска товаров” (далее – Приказ №155), вышедший в свет в 2014 году, касается допуска товаров из иностранных государств и предоставления 15%-х преференций поставщикам, которые предлагают к поставке товары, произведенные на территории одной из стран, входящих в состав Евразийского экономического союза. 

Сразу же стоит отметить, что он касается только товаров из списка, приведенного в Приложении к приказу. Также важно учитывать, что механизм его применения отличается для электронных аукционов и “бумажных” закупок – конкурсов, запросов котировок, запросов предложений.

Внимание, нормативно-правовой акт утратил силу, с 5 ноября 2018 г. действует приказ Минфина №126н

В каких случаях не применяется

Пунктом 8 Приказа №155 предусмотрен ряд исключительных случаев, на которые действия приказа не распространяется, даже если речь идет о поставке товаров из определенного Министерством экономического развития перечня. 

  1. В рамках закупки заказчиком определен список товаров для поставки, при этом к перечню “преференционных” из них относится только часть. 
  2. Закупка признается несостоявшейся и контракт заключается с единственным участником подавшим заявку/единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.
  3. Все участники предлагают иностранные товары, произведенные за пределами стран-участниц Евразийского экономического союза. 
  4. Победитель электронного аукциона в своей заявке предлагает “смешанный” состав товаров, произведенных на территории иностранных государств и стран-участниц Евразийского экономического союза. При этом доля последних составляет более 50% от общей стоимости.
  5. Победитель запроса котировок, запроса предложений, конкурса также предлагает в своей заявке товары иностранного происхождения и произведенные на территории Евразийского экономического союза, при этом доля последних составляет менее 50% от общей стоимости.

Касательно последних двух пунктов хочется внести следующее пояснение. Если при подаче заявки на аукцион больше половины или половина предложенных товаров (расчет ведется исходя из стоимости) произведена на территории Евразийского экономического союза, то снижения на 15% цены победителя, по которой будет заключен контракт не предусмотрено. 

Для конкурсов/запросов предложений/запросов котировок ситуация противоположная. Для того чтобы получить преференционную льготу при оценке заявки на территории стран-участниц Евразийского экономического союза должно быть произведено более половины или половина (опять же исходя из расчета стоимости) предлагаемого товара. 

Механизм применения Приказа №155 МЭР

В случае, если речь идет об электронном аукционе, 15% преференция применяется следующим образом: с поставщиком, предлагающим товары произведенные на территории Евразийского экономического союза, контракт будет заключен по предложенной им цене. Если же победителем станет участник, предложивший товары иностранного производства, то от предложенной им на аукционе цены при заключении контракта будет “скинуто” 15%.  

Например, по результатам проведения аукциона победителем была предложена цена 100 000 рублей. Если он имеет право на преференции, то контракт будет заключен именно на эту сумму. Если же прав на преференции нет, то в контракте будет обозначена цена 85 000 рублей. 

Что касается конкурсов, запросов котировок и запросов предложений, то преференции на конечную стоимость контракта, заключаемого по их результатам, не влияют – она будет соответствовать предложенной в заявке заказчика (для запроса предложений – в окончательном предложении).  А вот при оценке по критериям и определения победителя участники, имеющие право на преференции, могут рассчитывать на 15% льготу – формально будет учитываться цена ниже предложенной и баллы будут начисляться именно исходя из нее.

Какие документы предоставлять поставщикам

Для того чтобы получить право на преференции, участнику аукциона, конкурса запроса предложений или запроса котировок нужно приложить к заявке документы, предусмотренные пунктом 9 Приказа №155. В общем случае это:

  • декларация страны происхождения товара (просто обозначение, без подтверждения достоверности информации какими-либо документами);
  • указание цены единицы товара (для определения процентного соотношения);
  • документ, подтверждающий что участник несет ответственность за достоверность предоставленных сведений, в том числе и о стране-происхождении товара (в произвольной форме). 

Сразу же стоит отметить, что этот пункт для заказчиков носит рекомендательный характер, поэтому точный перечень документов нужно уточнять в конкретной документации. 

В целом Приказ №155 – важный документ, на который нужно непременно обращать внимание при подаче заявки на поставку товаров. Это поможет избежать неприятных сюрпризов в дальнейшем.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/113-prikaz-mer-155

Преференции по 44-ФЗ: что это такое, кому предоставляются и какие документы необходимо предоставить в заявке?

Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

Отдельным организациям и предприятиям государство предоставляет определенные преимущества и льготы. Они предусматриваются не только в производственной сфере и области налогообложения, но и при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Правое регулирование и понятие преференций по 44-ФЗ

Законодательство о контрактной системе не содержит определения преференций для участников закупочных процедур по 44-ФЗ и отдельной статьи, в которой были бы собраны все возможные преимущества и порядок их предоставления.

В 44-ФЗ устанавливаются преференции для отдельных участников сферы госзаказа в ст. 28-30. Также определенные преимущества предоставляются поставщикам, которые предлагают госзаказчикам товары российского производства или товары из стран ЕАЭС (включая Беларусь) по ст. 14 44-ФЗ, устанавливающей национальный режим закупок.

Преференции по 44-ФЗ означают, что среди прочих равных предложений по условиям исполнения контрактов, сделанных участниками, заказчику следует выбрать того, кто подпадает под определенную категорию лиц, или предоставить им льготы в момент подписания госконтракта.

Помимо положений 44-ФЗ, льготы предоставляются на основании следующих нормативно-правовых актов:

  1. Постановления Правительства №649 от 2014 года с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг, которые покупаются у УИС.
  2. Перечня товаров, работ и услуг, которые закупаются у организаций инвалидов по Постановлению Правительства №341 от 2014 года.
  3. Приказа Минэкономразвития№155 от 2014 года об условиях допуска иностранных товаров (вместо него с 2018 года действует Приказ Минфина от 2018 года №126н).
  4. Постановления Правительства №925 о приоритете для товаров российского производства от 2016 года.

Кто имеет право на преимущества в закупках

Преференции по 44-ФЗ устанавливаются для следующих категорий участников закупочной деятельности:

  1. Организаций инвалидов (по ст. 29 44-ФЗ).
  2. Учреждений УИС и предприятий этой системы (по ст. 28 44-ФЗ).
  3. Социально ориентированным НКО (по ст. 29 44-ФЗ).
  4. Представителям малого предпринимательства (по ст. 29, 30 44-ФЗ).

Для того чтобы рассчитывать на предусмотренные законодательством преимущества, субъекты закупок должны отвечать определенным условиям.

Так, учреждениям УИС необходимо входить по своему виду в перечень по Постановлению Правительства №89 от 2000 года.

Организациями инвалидов признаются объединения граждан, в которых от 80% участников выступают инвалидами или их законными представителями по правилам ФЗ-181 «О соцзащите инвалидов».

Субъекты малого предпринимательства – это организации, которые подпадают под правила ст. 4 209-ФЗ «О развитии СМП в РФ» от 2007 года. Они должны отвечать установленным требованиям по среднесписочной численности и размеру доходов за год.

Социальные НКО изначально создаются для ведения деятельности без коммерческой составляющей, которая представлена в законе «О некоммерческих организациях». Преференциями обладают только те некоммерческие организации, которые были учреждены негосударственными и муниципальными организациями.

Что касается преференций в рамках национального режима, то потенциальный круг участников закупки, которым полагаются преимущества, ничем не ограничен.

Это может быть любое физическое или юридическое лицо, которое предлагает товары российского производства или произведенные в ЕАЭС.

Схема предоставления преференций

В отношении каждой группы участников, которым полагаются преференции по 44-ФЗ, предусмотрены отдельные схемы их реализации.

Для учреждений УИС в случае победы в торгах ценах контракта может быть увеличена на 15% по требованию победителя. При этом она не может превысить установленной в извещении по закупке НМЦК. Например, НМЦК установлена в размере 1,5 млн р.

В закупке победила организация из состава уголовно-исправительной системы с ценой в 1,35 млн р. Контракт с ней может быть подписан по цене в 1,5 млн р.

, хотя по прямым расчетам с учетом преимущества в 15% она могла бы рассчитывать на цену контракта в 1,55 млн р.

Организациям инвалидов преимущества предоставляются по аналогичной схеме. Они также вправе рассчитывать на увеличение цены госконтракта при его заключении. Максимальный размер увеличения составляет 15%, но не более НМЦК.

Преференции для представителей малого бизнеса и НКО социальной направленности заключаются в том, что для них предлагаются отдельные закупки, к участию в которых не допускают представителей крупного бизнеса. Законодательно ограничен лимит таких закупок: он установлен в размере НМЦК в 20 млн р.

Важно учитывать, что для заказчиков установлено правило, что они обязаны размещать закупки у СМП и социально ориентированных НКО в объеме не менее 15% от суммарного объема закупок.

Представители малого бизнеса обладают и преимуществами в части оплаты: исполненные ими госконтракты подлежат оплате в течение 15 дней, тогда как в общем случае оплата осуществляется в течение 30 дней.

Для получения преимуществ в рамках осуществления национального режима участник закупок, который предложит продукцию российского производства, предоставляет соответствующую декларацию или сертификат. Национальный режим может полностью запрещать закупку иностранных товаров или ограничивать их доступ к торгам.

В некоторых случаях компаниям, которые предлагают отечественные товары, предоставляются следующие преференции: контракт с ними заключается по указанной цене. Тогда как при победе участника, предлагающего импортные товары к поставке, цена контракта снижается на 15% от сделанного им предложения.

Сведения о предоставляемых преференциях в рамках конкретной закупки и порядке их получения размещаются заказчиком в ЕИС.

Здесь также указывается на документы, которые должны предоставить заказчики для получения преимуществ.

Какие документы требуется представить в заявке

Преференции в рамках 44-ФЗ могут быть предусмотрены при любой разновидности закупок. Исключение составляют контракты, которые по ст. 93 44-ФЗ заключаются с единственным поставщиком.

В закупочной документации заказчику следует предусмотреть документы, которые запрашиваются от поставщиков. Это может быть как просто перечень документов, так и их рекомендуемая форма (при наличии). В составе заявки на участие в торгах должны присутствовать:

  1. В случае участия УИС – составленное в произвольной форме письменное требование о предоставлении преимуществ по Постановлению №649.
  2. В случае участия организаций инвалидов – декларация о соответствии организации требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ, которая составляется в произвольном формате и не имеет утвержденного образца.
  3. От субъектов малого предпринимательства и НКО запрашивается декларация в произвольной форме о принадлежности к указанной категории.
  4. От участников, предлагающих товары российского производства, могут запросить декларацию соответствия СТ-1 и акт экспертизы.

Стоит учитывать, что требовать от участника закупок документов и сведений, которые не предусмотрены законодательством о контрактной системе, заказчику прямо запрещено. Если от участника запрашивают документы, которые не предусмотрены 44-ФЗ, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу. Это грозит ему привлечением к административной ответственности по нормам КоАП.

Но если участник закупки предоставит недостоверные сведения в своей заявке на участие, то заказчик наделен правом расторжения с ним договора в одностороннем порядке и последующего внесения сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков (на основании решения ФАС).

Таким образом, под преференциями в рамках 44-ФЗ понимаются определенные преимущества при определении цены контракта и выборе поставщика в закупочной практике.

Они полагаются учреждениям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО. Предоставление преимуществ указанным видам организаций предусмотрено по ст.

28-30 44-ФЗ, а также, согласно правилам, утвержденным Постановлениями Правительства. Отдельные преимущества предусмотрены законом для поставщиков, которые предлагают отечественные товары в рамках закупочных мероприятий.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/preferencii.html

Преференции по приказу Министерства экономического развития от 25.03.2014г. №155

Применение приказа 155 на практике. Ограничения и преференции в госзакупках

В целях поддержания российских производителей Министерством разработан и утвержден приказ, предоставляющий преференции для участников государственных закупок, предлагающих к поставке товары, произведенные в странах Евразийского союза.

Вместе с тем, порядок предусмотренный приказом, не всегда правомерно соблюдается Заказчиками. Более того, некоторые поставщики, чаще всего по причине незнания порядка предоставления преференций, не пользуются упомянутыми преимуществами. В чем же заключается суть предоставленных преимуществ и как правильно действовать участникам, чтобы получить их.

Порядок предоставления преференций

Прежде всего, следует отметить, что преференции предоставляются Заказчиком в случае проведения закупки на строго определенные группы товаров. Исчерпывающий перечень таких товаров, на закупку которых Заказчик в обязательном порядке должен предоставить преимущества, установлен в приложении к приказу. Документация в таких случаях содержит указание на применение приказа.

В конкурсах, запросах котировок и запросах предложений преференция предоставляется на этапе оценки заявок. Таким образом, на этом этапе все участники, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, из Евразийского союза получают понижающий коэффициент в 15% по ценовому критерию.

Если, к примеру, на участие подано три заявки, две из которых предлагают российские товары, а одна товары иностранного производства, то две заявки должны оценениваться с применением понижающего коэффициента, в то время как одна заявка рассматривается с той ценой, которая и была предложена участником.

При этом, контракт в случае победы участника к которому применялся коэффициент заключается по той цене, которая была предложена им в заявке. Участник, к которому коэффициент не применялся, в случае победы заключает контракт также по предложенной им цене.

Когда проводится аукцион, преференция предоставляется на стадии заключения контракта.

Смысл ее в том, что участник, который предложил в заявке поставку товаров иностранного производства заключает контракт по цене на 15% ниже предложенной им в ходе торгов.

Правда такое условие возможно только в том случае, когда хотя бы одна из заявок остальных участников содержит предложение о поставке товаров производства стран Евразийского союза. В противном случае контракт заключается на стандартных условиях.

В каком случае преференции не применимы

Прежде всего, преференции не применяются, и условие об их применении не устанавливается Заказчиком в закупочной документации, если в рамках одной закупки приобретаются как товары из перечня, так и товары, не входящие в него.

Также неприменимы преференции в случае признания закупки несостоявшейся по причине допуска или подачи одной заявки на участие.

Кроме того, для того, чтобы преимущества были применены хотя бы одна из поданных заявок должна содержать предложение о товарах, произведенных в подлежащих применениям преимуществ странам.

В случаях, когда участник предлагает к поставке как товары происходящие из стран-членов Евразийского союза, так и товары иностранного производства, он вправе получить преимущества, предусмотренные приказом, только в том случае, если стоимость товаров из стран союза составляет более 50%.

Относительно определения стоимости следует отметить, что в заявках участники самостоятельно декларируют процентное соотношение стоимости российских и иностранных товаров. В том случае, если участник не предоставил данных сведений, Заказчик самостоятельно подсчитывает данное соотношение, основываясь на той информации, исходя из которой производилось обоснование начальной цены контракта.

Подтверждение страны происхождения

Следует отметить, что для того, чтобы воспользоваться преимуществами участник закупки должен предоставить в составе заявки декларацию, подтверждающую страну происхождения предлагаемого товара.

При этом стоит отметить, что ни приказом, ни 44-фз, ни каким либо иным нормативным актом не устанавливается, как именно должна быть продекларирована страна. В связи с этим, участник закупки вправе самостоятельно решить, какой документ приложить к заявке и каким образом оформить декларацию.

Это может быть как сертификат по форме СТ-1, так и документ в свободной форме, содержащий сведения о стране производства предлагаемого товара. Пожалуй, единственным условием в данном случае является обязательное указание наименования страны в соответствии с классификатором стран мира.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/504-preferentsii-po-prikazu-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-ot-25-03-2014g-155

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.