Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

Содержание

Как привлечь посредника к исполнению контракта

Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

Контрактная система позволяет поставщикам привлекать помощников для участия в закупках и исполнения контракта. Давайте разберемся, кто может выступать в этой роли и когда это уместно.

Согласно п. 4 ст. 3 № 44-ФЗ, участником тендера может быть любое физическое или юридическое лицо, место нахождения и происхождения капитала которого значения не имеют (кроме офшорных компаний).

В то же время ч. 3 ст. 27 закона наделяет поставщиков правом привлекать представителей для участия в госзакупках.

Для подтверждения полномочий такому помощнику должна быть выдана доверенность, оформленная по правилам ГК РФ.

То есть закон № 44-ФЗ разрешает привлекать посредников практически любого типа.

По отношению к участнику (принципалу) помогающая компания может выступать в роли агента по агентскому договору (ст. 1005 ГК РФ). На основании такого соглашения первый поручает второму выполнять действия, связанные с торгами как от своего имени, так и от имени помощника. В обоих случаях права реализуются за счет принципала.

При составлении такого договора следует обратить внимание на часть, определяющую, от чьего имени агент будет совершать порученные ему действия. Как показывает судебная практика, в этом вопросе часто возникают споры между заказчиком и участником.

Рассмотрим случай, когда при проведении аукциона на приобретение квартиры заявка на участие была подана не собственником жилья, а его поверенным. В состав этой заявки, помимо прочего, включили:

  • свидетельство о собственности;
  • доверенность;
  • агентский договор.

И если по доверенности агент мог совершать любые действия, необходимые для участия в торгах, от имени доверителя (собственника), то в агентском договоре подобный пункт прописан не был.

При этом заявку посредник подал от своего имени. Суд решил, что агент не имел таких полномочий, а потому заявку признали недействительной (Решение АС Красноярского края от 24.02.

2016 по делу № А33-26459/2015).

Стоит принять во внимание и абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ, где установлено, что если агент действует от своего лица, то именно он приобретает права и обязанности по сделке. А это противоречит нормам контрактной системы (ч. 3 ст. 27 и ст. 182 ГК РФ).

Для исполнения контракта победитель торгов также вправе привлекать сторонние организации, если не запрещено документацией. Более того, закон № 44 устанавливает требования только к участникам закупок, а не к исполнителям сделки (ст. 31).

Поэтому помощники могут не обладать характеристиками победителя, который, в свою очередь, не обязательно должен иметь требуемые для исполнения обязательств лицензии и разрешения (Решение Нижегородского УФАС России от 15.09.2015 № АШ-09/9228).

Однако участнику не лишним будет подтвердить в заявке планируемое сотрудничество с посредниками (копии лицензий, договоров субподряда и т. п.)

Функции посредника

Полномочия посредника должны быть прописаны в доверенности и агентском договоре (при наличии). Закон не устанавливает ограничений в данном вопросе, а потому можно указать, что в интересах и от имени участника помощник имеет право на:

  • получение аккредитации на ЭТП;
  • подачу заявки для участия в закупке;
  • присутствие при вскрытии конвертов с заявками;
  • подписание и получение экземпляра контракта;
  • подачу жалобы в ФАС и участие в ее рассмотрении.

Кроме вышеуказанных документов, права посредников могут быть прописаны и в самом контракте. Здесь же указывают и действия, которые они могут совершать при исполнении сделки (поставка, приемка продукции, выполнение и сдача работ или услуг).

Как оформить правоотношения: пошаговая инструкция

Чтобы для споров не возникало оснований, потенциальному поставщику следует выполнить следующие шаги:

  1. Найти организацию, которая сможет оказать требуемый для участия в закупках спектр услуг.
  2. Заключить с ней агентский договор при необходимости (обязательно указать, от чьего имени будет действовать агент, а также его полномочия).
  3. Выписать доверенность на имя посредника, прописать в ней действия, которые он вправе выполнять.
  4. Приложить документы, указанные в п. 2 и 3, к пакету бумаг, передаваемых оператору ЭТП (для аккредитации).
  5. Включить документы, указанные в п. 2 и 3, в состав заявки (для участия в торгах).
  6. Предъявить заказчику бумаги из п. 2 и 3 (по требованию).

Если речь идет уже о выполнении условий сделки, то здесь в дополнение к п. 1-3 необходимо:

  1. Изучить тендерную документацию на предмет запретов на привлечение субподрядчиков.
  2. Удостовериться в наличии у помощника разрешительных документов для исполнения обязательств (лицензии, допуски), получить их копии.
  3. Известить заказчика о привлечении посредников.

Источник: https://goskontract.ru/shkola-goszakupok/kak-privlech-posrednika-k-ispolneniyu-goskontrakta

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт

Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт – заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

 Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1\300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством.

Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей.

Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Консультация юриста по 44-ФЗ

Меня зовут Мурашова Любовь. Я юрист. Имею большой опыт работы в сфере госзакупок. Консультацию и помощь по составлению документов в рамках Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вы можете получить на платной основе. Для связи адрес электронной почты myras-work@bk.ru.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8/454/44-%D1%84%D0%B7_%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D1%85_2014_4/

Оформление посредничества: сравниваем договор комиссии, договор поручения и агентский договор

Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

Гражданский кодекс предлагает три варианта оформления посреднических сделок: договор поручения (ст. 971 ГК РФ), договор комиссии (ст. 990 ГК РФ) и агентский договор (ст. 1005 ГК РФ).

Поэтому первое, на чем нужно остановиться, говоря о посредничестве, — это выбор соответствующего договора.

Давайте разберемся, в каких случаях следует заключить договор поручения, в каких — договор комиссии, а в каких — агентский договор.

На самом деле выбрать договор довольно просто. Все зависит от сути посредничества. Так, если предполагается делегировать посреднику заключение сделок, в которых он будет выступать от собственного имени (т.е. он будет стороной договора без указания на посредничество), то следует оформить договор комиссии.

Если же требуется заключать сделки непосредственно от лица доверителя (т.е. именно он, а не посредник будет стороной договора), то составляется договор поручения. При этом посреднику выдается соответствующая доверенность на заключение сделок.

Также договор поручения оформляется, если посредник будет совершать от имени доверителя какие-либо иные юридические действия — представлять его интересы в госорганах, подписывать документы, делать коммерческие предложения, выставлять оферты и т.п.

 Другими словами, если полномочия комиссионера ограничиваются заключением сделок, то поверенный может совершать любые юридические действия. Но при этом комиссионер всегда действует от своего имени, а поверенный — от имени доверителя.

Бесплатно составить и распечатать договор поручения по готовому шаблону

Что касается агентского договора, то сфера его применения самая широкая. В полномочия агента может входить совершение как юридических, так и фактических действий.

Агенту можно передать не только право заключать сделки и оформлять отгрузочные документы (юридические действия), но и осуществлять поиск контрагентов, а также отгрузку или прием товаров по заключенным договорам (фактические действия).

При этом в зависимости от формулировок агентского договора, агент может действовать как от своего имени, так и от имени доверителя-принципала. То есть, в данном случае законодатель дал сторонам возможность гибкой настройки договора под себя.

В чем различия договора комиссии и поручения, а также агентского договора

Нетрудно заметить, что вышеозначенные отличия посреднических договоров носят несколько формальный характер.

Так, задание на заключение сделок от имени доверителя можно оформить договором поручения или агентским договором, а задание на заключение сделок от лица посредника — договором комиссии или агентским договором.

Поэтому при окончательном выборе вида договора в каждом конкретном случае нужно учитывать дополнительные моменты.

Например, три рассматриваемых договора значительно отличаются по порядку прекращения взаимных обязательств сторон. По договору поручения каждая из сторон может отказаться от него в любое время и без объяснения причин (п. 1 ст. 977 ГК РФ).

Агентский договор также может быть прекращен отказом любой стороны от исполнения договора, но только в случае, если в самом договоре не указан срок окончания его действия (ст. 1010 ГК РФ). А вот по договору комиссии такое право принадлежит лишь комитенту.

Посредник (комиссионер) может отказаться от договора только в случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 1002 ГК РФ).

Также есть некоторые отличия в части отчетности посредника. Статья 999 ГК РФ гласит, что комиссионер представляет отчет после исполнения поручения. Для агентского договора правила уже более размыты.

В статье 1008 ГК РФ сказано, что агент представляет отчеты в порядке и сроки, предусмотренные договором. А если договор не содержит такого условия, то по мере исполнения или по окончании действия договора (ст.

 1008 ГК РФ).

Глава 49 Гражданского кодекса о договоре поручения вообще не содержит отдельной статьи, посвященной отчетам поверенного. Закреплено лишь то, что сведения о ходе исполнения поручения сообщаются доверителю по его требованию (ст. 974 ГК РФ). 

И наконец, при решении вопроса о том, какой именно договор заключить, следует учесть степень проработки регулирования соответствующих отношений в законодательстве и судебной практике. Лидером здесь является договор комиссии.

Для него в ГК РФ даны достаточно четкие рекомендации, которые, к тому же, дополнительно уточнил Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.11.04 № 85 (далее — Информационного письмо № 85). Чуть менее детально законодатель проработал нормы о договоре поручения, который на практике широкого распространения не получил.

Как правило, он используется для оформления отношений по представительству (в госорганах, судах и т.п.).

А вот агентский договор оставляет сторонам достаточно широкое поле для договорного регламентирования, так как большинство правил для этого договора сформулированы в ГК РФ лишь рамочно. Но при этом законодатель установил, что к агентским отношениям применяются правила о договоре поручения или договора комиссии — на выбор влияет то, от чьего имени действует посредник (ст. 1011 ГК РФ).

Бесплатно составить и распечатать агентский договор по готовому шаблону

Таким образом, на сегодняшний день договор комиссии является ведущим среди посреднических договоров. Поэтому на нем мы остановимся подробнее. Заметим, что в силу положений статьи 1011 ГК РФ практически все нижесказанное будет актуально и для агентского договора. В связи с этим далее мы лишь кратко отметим особенности этого договора.

Что должно быть в договоре комиссии

Единственным обязательным условием договора комиссии является его предмет, то есть те сделки, которые должен совершить комиссионер в интересах комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). При этом степень конкретизации данных сделок законодательно не урегулирована.

Поэтому при необходимости описание конкретных сделок можно вынести за рамки договора в отдельный документ, который называется «задание комитента». Но такую возможность надо обязательно оговорить в тексте договора, попутно зафиксировав и порядок передачи заданий.

Бесплатно составить и распечатать договор комиссии по готовому шаблону

Другие условия (о вознаграждении комиссионера, порядке и сроках передачи полученного по сделке, порядке и сроках представления отчетов и т.п.) не являются обязательными. Если они не прописаны в договоре, то применяются правила, установленные непосредственно в ГК РФ.

Так, если в договоре не предусмотрено иное, то все полученное по сделкам, которые заключены по поручению комитента, передается ему сразу после исполнения поручения одновременно с представлением отчета (ст. 999 ГК РФ).

Если же в договоре не прописать условие о вознаграждении, то его размер будет определяться исходя из стоимости аналогичных посреднических услуг, а выплатить его надо будет после выполнения поручения (п. 1 ст. 991, п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Понятно, что во избежание споров, лучше все же внести в договор пункт о вознаграждении комиссионера.

Аналогичным образом сформулированы и положения ГК РФ об агентском договоре. Этот договор будет действительным, если стороны согласовали те юридические и (или) фактические действия, которые должен совершить агент (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Ответственность сторон по договору комиссии

Согласно положениям статьи 990 ГК РФ, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Тот факт, что комиссионер заключает договоры от своего имени, означает, что он становится полноправной стороной такого договора со всеми вытекающими из этого последствиями.

В частности, именно к нему контрагент по сделке будет предъявлять требования, связанные с ее неисполнением, даже если исполнение по сделке является обязанностью комитента (п. 2 Информационного письма № 85). На практике это означает следующее.

Предположим, комиссионер по поручению комитента заключил договор поставки, в котором выступил в качестве поставщика. При этом фактическое действие — отгрузку товара — он в рамках договора комиссии выполнять не должен; эта обязанность сохраняется за комитентом.

Но если последний не отгрузит товар, отвечать за это, в том числе в суде, придется комиссионеру. (В дальнейшем он сможет переложить все понесенные расходы на комитента).

Также именно к комиссионеру покупатели будут предъявлять претензии, связанные с качеством товаров.

При этом выплаты, произведенные комиссионером третьим лицам вследствие обнаружения недостатков в проданном товаре, будут отнесены на счет комитента.

Это правило действует и в том случае, если к моменту обнаружения недостатков договор комиссии уже полностью исполнен или расторгнут (п. 12 Информационного письма № 85).

При этом нужно учитывать, что наличие положения об ответственности комиссионера перед контрагентами по сделкам не означает, что они также отвечают перед ним.

Другими словами, если нарушение допущено противоположной стороной сделки, которую заключил комиссионер по поручению комитента, то все суммы санкций, которые в связи с этим поступают комиссионеру, нужно передать комитенту (п. 11 Информационного письма № 85).

В то же время, по общему правилу, комиссионер, заключивший сделку по поручению комитента, не несет перед последним ответственность за ее исполнение. Поэтому если, например, покупатель по договору купли-продажи, заключенному комиссионером, не оплачивает полученный товар, то комиссионер все равно имеет право на вознаграждение.

Ведь, основная обязанность комиссионера — заключить договор (в данном случае, договор купли-продажи). И если он эту обязанность выполнил, значит, имеет право на вознаграждение (п. 3 Информационного письма № 85). Исключение составляет ситуация, когда комиссионер при выборе контрагента не проявил необходимой осмотрительности.

Но при этом доказать данный факт обязан комитент, не желающий выплачивать вознаграждение (п. 17 Информационного письма № 85).

Бесплатно проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

Заметим, что по агентскому договору агенту можно поручить не только заключить сделку, но и принять исполнение по ней. Однако и в таком случае агент имеет право на вознаграждение вне зависимости от того, оплатил контрагент товар или нет.

Как указал Президиум ВАС РФ в упомянутом пункте 3 Информационного письма № 85, «постановка уплаты вознаграждения в зависимость от воли третьего лица, а, следовательно, под условие, не отвечает признакам возмездных договоров», каковыми являются и договор комиссии, и агентский договор.

Какие договоры не являются комиссионными

Составляя посреднический договор (комиссии или агентский), нужно помнить о том, что в судебной практике определены ситуации, когда отношения сторон в принципе не могут оформляться такими договорами. Так, предметом договора комиссии не может являться получение задолженности (п. 22 Информационного письма № 85). Такой договор, скорее всего, будет переквалифицирован в договор оказания услуг.

Также договор комиссии не подойдет для оформления отношений между сторонами, если он предусматривает заключение комиссионером сделки, которая на дату подписания договора комиссии уже заключена (п. 6 Информационного письма № 85). Поясним на примере. Организация нашла заказчика (покупателя) и заключила с ним договор на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара).

Далее она ищет под этот договор соответствующих исполнителей или поставщиков. Оформляет с ними комиссионные договоры, в рамках которых обязуется заключить (хотя фактически уже заключила) договор на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара). Такая схема работы не является посреднической, а значит, заключить в этом случае договор комиссии (агентский договор) нельзя.

Есть и другие ситуации, когда не получится оформить посреднические сделки. Так, если в договоре комиссии содержится условие о том, что комиссионер должен оплатить переданный ему товар независимо от того, реализован он или нет, такой договор может быть переквалифицирован в договор купли-продажи (п. 1 Информационного письма № 85).

В заключение рассмотрим такую ситуацию как авансирование комиссионером комитента в счет будущих поступлений средств от покупателей товара. На практике налоговые органы признают это одним из признаков подмены договора купли-продажи договором комиссии (см., например, письмо ФНС России от 13.

07.17 № ЕД-4-2/13650@). Однако Президиум ВАС РФ считает, что такое авансирование вполне допустимо. Но его нужно рассматривать как коммерческий кредит, предоставленный комиссионером комитенту, и по такому кредиту необходимо начислять проценты на сумму аванса (п. 7 Информационного письма № 85).

Соответственно, именно так и следует оформлять подобные отношения. То есть в договоре комиссии нужно использовать термин «коммерческий кредит» и прописать обязанность комитента выплатить комиссионеру проценты за пользование деньгами. В случае спора это существенно усилит позицию комиссионера.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2018/8/13798

Факторинг в госзакупках: как получить деньги за контракт сразу после поставки

Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

Статья актуальна на 16 апреля 2020

Иногда поставщики отказываются от участия в выгодных закупках, потому что заказчики платят с отсрочкой или нарушают сроки оплаты. Решить эту проблему поможет факторинг. Что это такое, и как использовать его в госзакупках, расскажем в этой статье.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Риски в закупках с отсрочкой оплаты

В закупках по 44-ФЗ сроки оплаты контракта не так велики, потому что правительство установило для них четкие рамки:

  • 30 дней для всех поставщиков,
  • 15 рабочих дней для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). 

А вот в закупках по 223-ФЗ максимальный срок оплаты контракта устанавливают заказчики. Иногда они злоупотребляют этой возможностью, например отодвигают сроки оплаты на шесть месяцев или даже год. Единственное исключение — контракты с субъектом МСП. В этом случае по закону заказчик должен перевести деньги в течение 15 рабочих дней после подписания актов приемки.

При длительных отсрочках оплаты появляется дебиторская задолженность, которая может привести к нехватке оборотных средств. Из-за больших разрывов между исполнением контракта и его оплатой у поставщика может не оказаться денег на участие в следующей закупке или выплату зарплаты.

Например, компания «Удобная мебель» заключила контракт на поставку столов и исполнила его в срок. Через несколько недель она нашла еще одну выгодную закупку, но не смогла в ней участвовать.

По условиям первого контракта заказчик должен был внести оплату только через три месяца после поставки.

У «Удобной мебели» не хватило бы денег, чтобы исполнить новый контракт, а брать кредит ее руководитель не захотел.

Избежать таких проблем и участвовать в закупках даже с длительной отсрочкой оплаты позволяет факторинг.

Что такое факторинг

Поставщик уступает фактору — банку или коммерческой организации — право требовать оплату контракта с заказчика. Взамен он получает большую часть денег сразу после поставки.

Схема факторинга проста:

Поставщик: 

  1. Подписывает контракт с заказчиком.

  2. Заключает договор с фактором.

  3. Отправляет фактору закрывающие документы.

Фактор: 

  1. Переводит поставщику 60-90% от суммы контракта.

  2. Получает от заказчика деньги.

  3. Переводит остаток денег поставщику, вычитая комиссию за услуги — 9-12% от суммы контракта.

Например, небольшое фермерское хозяйство решило участвовать в торгах на поставку молока на местный молокозавод. В случае выигрыша этот контракт стал бы единственным источником дохода фермера, ведь все молоко, которое давали его коровы, он отправлял бы на завод. Однако по условиям контракта заказчик оплачивал поставку только через два месяца после приемки.

Чтобы не остаться без денег в ожидании оплаты, фермер обратился в факторинговую компанию и заключил с ней договор. Он выиграл закупку, и уже на следующий день после первой поставки получил большую часть оплаты от фактора. Еще через два месяца заказчик перевел деньги за поставку, и фермер получил оставшуюся сумму за вычетом комиссии.

Виды факторинга

Существует два вида факторинга: с регрессом и без. Чаще встречается факторинг без регресса, при котором финансовые риски берет на себя фактор:   

  • Как правило, поставщик получает остаток оплаты только после того, как заказчик погасит задолженность. 
  • Редко в контрактах встречаются условия, по которым фактор оплачивает поставку за вычетом своей комиссии независимо от того, заплатил ли ему заказчик. 

При факторинге с регрессом, если заказчик не оплачивает поставку, фактор требует поставщика вернуть деньги, которые он получил после поставки.

Факторинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Участники закупок по 44-ФЗ начали использовать факторинг в апреле 2019 года. До этого времени Минфин запрещал использовать эту услугу в госторгах, потому что в законе не был прописан ее механизм.

С позицией министерства были не согласны ФАС, Минэкономразвития и участники закупок. Последние подали жалобу в Верховный суд РФ.

В итоге в апреле 2019 года Верховный суд признал недействительным запрет Минфина и разрешил использовать факторинг в закупках по 44-ФЗ.

На закупки по 223-ФЗ запрет Минфина не распространялся. Поэтому в этой сфере поставщики стали использовать факторинг раньше. Так, осенью 2018 года многие крупные госкомпании, например РЖД и Сбербанк, внесли изменения в свои положения о закупках и стали использовать факторинг в тендерах.

Как заключить договор с факторинговой компанией

Чаще всего договор с фактором заключает поставщик. Он может сделать это на длительный период или на одну закупку. Факторы работают только с надежными заказчиками, поэтому лучше получить одобрение от факторинговой компании до участия в тендере. Если у поставщика есть договоренность с фактором до участия в закупке, он может учесть сумму комиссии в ценовом предложении. 

Если один из участников закупки подписал договор с фактором, после победы в тендере заказчик вносит изменения в контракт. Он указывает банковские реквизиты фактора — именно на его счет заказчик переведет оплату.

Заключить договор с фактором может и заказчик. Это позволяет ему указать удобные сроки оплаты и при этом не потерять поставщиков. Если победитель закупки согласен использовать факторинг, он должен заключить трехсторонний договор с фактором и заказчиком.

Преимущества факторинга 

Быстрое получение денег

Даже если в контракте предусмотрена отсрочка, поставщик получит до 90% оплаты сразу после поставки товара. 

Работа с проверенными заказчиками

При факторинге без регресса фактор проверяет заказчика перед тем, как заключить с ним договор. Ведь именно он понесет убытки, если заказчик окажется недобросовестным.

Получить услугу проще, чем оформить кредит

Чтобы воспользоваться факторингом, поставщику не нужно вносить залог, искать поручителей или готовить большое количество документов. 

Нет ежемесячных платежей

После получения кредита поставщик должен каждый месяц погашать задолженность из личных средств. При факторинге таких платежей нет. На счет фактора деньги переводит только заказчик. Из этих денег он вычитает проценты комиссии.

Не нужно платить комиссию до исполнения контракта

Поставщику не нужно тратить деньги на оплату комиссии до того, как он исполнит контракт. Фактор вычтет эту сумму из денег, которые переведет ему заказчик.

Факторинг — относительно новый инструмент в госзакупках, с помощью которого поставщики могут получить деньги сразу после поставки, независимо от условий контракта. Это позволит участвовать одновременно в нескольких закупках, увеличивать суммы контрактов и расширять свой бизнес. 

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1275-faktoring

Чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ и что заключается с государственными заказчиками?

Посреднические договоры по 44 фз. Заключаем агентский договор. Кто должен проходить перерегистрацию в ЕИС

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….

», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

С учетом вышеизложенного термин «контракт» для 44-ФЗ выступает синонимом «гражданско-правового договора» и между ними не приводится различий.

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст.

2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5,  гл.

37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Несмотря на такие рекомендации, Минэкономразвития подтверждает тот факт, что, с юридической точки зрения, разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает для государственных и муниципальных заказчиков выбор возможных способов проведения закупки услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Варианты способов закупки ОСАГО по 44-ФЗ

В зависимости от начальной максимальной цены контракта заказчик может выбрать либо запрос котировок (если указанное значение цены менее пятисот тысяч рублей), либо аукцион или конкурс (если начальная максимальная цена контракта выше пятисот тысяч рублей), либо провести закупку у единственного поставщика при условии, что указанный параметр цены ниже ста тысяч рублей.

Выбрать, каким именно способом проводить закупку услуг страховых компаний в части приобретения услуг по ОСАГО, заказчик имеет право сам, опираясь на следующие параметры:

  • начальная максимальная цена контракта, который планируется заключить (формируется на основании тарифов страхования, установленных Центральным банком Российской Федерации в отношении существующих видов и категорий транспортных средств);
  • совокупный годовой объём закупок, на основании которого происходит расчёт процентного соотношения используемых закупочных процедур в зависимости от их влияния на возможности ограничения конкуренции на рынке;
  • необходимая скорость заключения контракта по итогам проведённой закупки.

Требования к участникам закупки

Если говорить о том, какие требования должны быть установлены к участникам закупок по приобретению услуг ОСАГО, то они в полном объеме соответствуют требованиям, которые установлены в рамках статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с положениями указанной статьи все требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные. К числу основных требований к участникам проводимых закупок услуг страховых компаний относятся:

  • соответствие тем требованиям, которые предъявляются действующим законодательством к участникам закупочных мероприятий;
  • отсутствие мероприятий, направленных на проведение ликвидационных процедур, либо отсутствие решения суда, по которому участник такой закупочной процедуры признается финансово несостоятельным лицом, то есть банкротом;
  • нет вынесенного судом решения о приостановке деятельности юридического лица в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях;
  • нет недоимки по обязательным к уплате налогам и сборам, которые должен внести в государственный бюджет участник закупочных процедур, либо общая сумма таких недоимок и задолженностей не может превышать двадцать пять процентов от общей стоимости имеющихся балансовых активов такого юридического лица;
  • руководитель организации либо главный бухгалтер (или аналогичный сотрудник того подразделения, с которым будет заключаться контракт) не имеет судимостей по преступлениям, совершенным в экономической сфере (исключение составляют те лица, у которых такая судимость полностью погашена или снята по решению суда);
  • в течение двух лет до момента участия в закупочной процедуре юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за незаконную передачу вознаграждения лицам, которые могут вынести какое-либо значимое решение в пользу такого юридического лица;
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и исполнителем в виде наличия родственных отношений между представителем заказчика и исполнителя.

Если заказчик сам принимает такое решение, то он вправе установить дополнительные требования к участнику закупок, но такие, которые не смогут ограничить конкуренцию при проведении закупочных мероприятий.

Порядок проведения закупки ОСАГО

Проведение закупочного мероприятия, посвященного приобретению услуг страховых компаний по осуществлению страхования автогражданской ответственности мало чем отличается в плане алгоритма осуществляемых действий от порядка проведения других закупочных мероприятий.

Ключевым отличием является то, что начальная максимальная цена контракта устанавливается только на основании тех тарифов, которые сформированы Центральным банком Российской Федерации. Соответственно, осуществить снижение указанных тарифов никто из потенциальных исполнителей по контракту не имеет права.

В остальном в порядке и правилах проведения закупки нет отличий:

  • на первом этапе происходит определение того, какие именно транспортные средства следует застраховать и в каком порядке, а также какова срочность такой страховки. На основании результатов такого анализа происходит включение закупки ОСАГО в план-график посредством внесения соответствующих изменений и публикации новой версии в Единой информационной системе;
  • после того как необходимая закупка была внесена в план-график, происходит доскональный анализ рынка оказываемых страховых услуг с целью выявления возможных изменений в части стоимости таких услуг (в том числе на основании вынесения соответствующего решения со стороны Центрального Банка Российской Федерации);
  • результаты такой аналитической работы должны лечь в основу обоснования начальной максимальной цены контракта, по которой будет произведено объявление закупочного мероприятия в выбранной заказчиком форме;
  • в связи с особенностью закупки ОСАГО заказчик выбирает ту или иную форму закупки только на основании начальной максимальной цены и срочности приобретения страховых услуг, так как возможность снижения стоимости контракта в ходе проведения самой процедуры не предусмотрена действующим законодательством о страховании ответственности автовладельцев;
  • по итогам закупки происходит заключение контракта с победителем, признанным таковым на основании подписанного протокола. В качестве победителя заказчик обязан признать того участника, который подал заявку раньше других (вне зависимости от того, идет ли речь о конкурсе, аукционе или запросе котировок – в данном случае действует принцип скорости подачи заявки). Однако если участник, подавший заявку раньше других, по каким-то причинам был отклонен (например, при выявлении несоответствия его самого или поданных им документов требованиям документации о закупке и действующего законодательства), то победителем признается следующий по порядку признания соответствующим и по скорости подачи заявки участник.

Определение начальной максимальной цены контракта

Начальная максимальная цена контракта при осуществлении закупки ОСАГО – это размер страховой премии, которую получит страховая компания в случае заключения соответствующего договора по итогам признания ее победителем по определенной закупке.

Определение данного показателя происходит исключительно с опорой на те тарифы, которые были установлены для определения размера страховой премии для каждого конкретного вида транспортного средства. Расчет происходит по формуле:

НМЦК = СтБ х КР х КБМ х КВ х КТС х КС х КН х КприцТС, где:

  • НМЦК – размер страховой премии за один автомобиль, которую заказчик оплатит страховой компании за оказание ее услуг. Окончательная сумма начальной максимальной цены контракта будет рассчитана на основании количества автомобилей, которые планирует застраховать в рамках одной закупки заказчик;
  • СтБ – размер базовой ставки тарифа, который установлен Центральным Банком Российской Федерации для определенных типов транспортных средств;
  • КР – региональный коэффициент, оказывающий влияние на стоимость страхования транспортного средства в зависимости от того, о каком регионе идет речь;
  • КБМ – коэффициент «бонус-малус»;
  • КВ– коэффициент, определяющий количество водителей, которые допущены к управлению определенным транспортным средством (чем больше водителей, тем выше данный коэффициент; если ОСАГО открытого типа, то есть количество водителей не ограничено, то коэффициент максимальный);
  • КТС – параметр, определяющий мощность транспортного средства;
  • КС – коэффициент сезонности эксплуатации, на основании которого определяется, когда будет эксплуатироваться транспортное средство – круглый год или в какие-то периоды времени, например, три месяца или страховка выходного дня;
  • КН – коэффициент, который определяет количество нарушений условий договора владельцем транспортного средства или допущенных к управлению им водителей (иными словами, чем больше было дорожно-транспортных происшествий, совершенных на определенном автомобиле, тем выше значение данного коэффициента);
  • КприцТ – коэффициент прицепа к транспортному средству (используется в тех случаях, если речь идет об автопоездах и иных транспортных средствах, которые всегда эксплуатируются только с прицепами).

По каждому типу транспортных средств рассчитывается свой размер начальной максимальной цены контракта.

Для формирования итоговой суммы потребуется просуммировать все полученные значения размеров страховых премий.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrakt-dogovor-otlicia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.