Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Содержание

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/ekspertiza-po-44-fz-priemka-po-goskontraktu/

Экспертиза своими силами по 44-фз + образец заполнения

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Под экспертизой в соответствии с нормами ФЗ№44 принято понимать процесс проверки качества обязательств, которые были исполнены. В ходе ознакомления с результатами заказчик организует экспертизу.

Сделать это можно в самостоятельном порядке или с привлечением экспертов. Вне зависимости от выбранного способа потребуется аудит по завершении каждого этапа и вынесение окончательного заключения.

Как оно выглядит, чем регулируется, и какова ответственность за игнорирование норм закона, будет рассмотрено в статье.

Нормативные акты

В законе ФЗ№44 нет ситуаций, в которых экспертное исследование может не организовываться. В соответствии с данными нормами она должна быть проведена абсолютно по любому договору, включая те, что составлены по п. 4 ст. 93 ФЗ№44. Говоря простыми словами, на важность организации данного мероприятия не оказывает влияния ни один из вышеприведенных факторов:

  • предмет сделки;
  • основание для ее оформления;
  • цена.

Так что мера должна быть принята даже в том случае, если на практике такая возможность отсутствует. Разумеется, организовать такое мероприятие проблематично. Хотя на законодательном уровне порядок его проведения не установлен. Поэтому в ряде ситуаций исследование будет формальным и заключаться только в подтверждении факта его организации.

В законодательстве сказано, что экспертиза выступает в качестве неотъемлемой части процесса, связанного с приемкой продукции на основании контракта.

Поэтому она проводится каждый раз, прежде чем заказчик подпишет бумаги о приемке. Если в документах продукция принимается каждый месяц, периодичность проведения экспертизы аналогичная.

Если каждый день – то же самое. И проводится весь этот комплекс работ до приемки продукции.

Скачать бланк образца акта приёмки товаров (работ, услуг); образец экспертизы; экспертное заключение, сделанное своими силами — образец внутренней экспертизы; иную документацию:

Как проводить экспертизу по 44-ФЗ

Если закупка осуществлялась у единственного поставщика, от заказчика требуется привлечение специалиста, то есть экспертиза будет иметь внешний характер. Однако предусмотрено несколько исключительных ситуаций:

  • проведение закупок у экспертных контор;
  • разработка документов проектного характера в отношении объектов капитальной застройки и итогов организации инженерных изысканий, которые уже были исследованы;
  • торги, проводимые для обеспечения федеральных нужд и потребностей;
  • иные случаи, требующие организации аудита подобного рода.

В ходе приемки итогов организатор мероприятия самостоятельно выносит решение, связанное со способом организации экспертной проверки.

Организовать проверку экспертного уровня можно и без привлечения сторонних специалистов. Для этого потребуется образец акта. Порядок мероприятий выглядит следующим образом:

  • издание внутреннего приказа со стороны руководителя, относящегося к стороне заказчика, о формировании комиссии, в состав которой входит свыше 5 человек;
  • проведение приемки в указанном в соглашении порядке;
  • документ, оформление которого производилось в процессе приема товара, это бумага, подтверждающая факт организации экспертных мероприятий (чаще всего речь идет об акте приема-передачи или же другой бумаге, закрепляющей факт исполнения контракта и перечень имеющихся претензий).

Формирование комиссии

Если по какой-либо причине организатор посчитал, что обязательства по соглашению другой стороной исполнены не были или были исполнены не в полной мере, недостаточно качественно, требуется направление отказа с указанием всех причин, по которым работа не подошла. Порядок отказа от взаимодействия определяется и устанавливается на государственном уровне.

От заказчика также требуется создание отчета о том, что все условия контракта исполнены или не исполнены.

Если вести речь об исследовании внешнего характера, по его завершении требуется оформление отдельной бумаги, содержащей сведения о дне, времени и месте проведения, количестве членов комиссионной группы и их именах, подведенных итогах. Оплата услуг внешнего аудита является обязанностью самого организатора, поэтому такая сумма в контракт не включается.

Ответственность при проведении экспертизы

В 2018 году были подписаны соответствующие законы, устанавливающие ответственность за ложную экспертизу в сфере государственных закупок. Перечень изменений был внесен в УК РФ, Кодекс по административным правонарушениям и нормы законодательства о контрактной системе.

Априори ложные результаты, которые привели к нанесению серьезного ущерба в сумме свыше 2,225 млн. р., предполагают начисление штрафных санкций в размере до 300 т. р.

Если в ходе преступления будет нанесен колоссальный урон здоровью человека или даже его жизни, наказание будет более серьезным.

Есть вероятность осуждения, лишения права на занятие крупных должностей, осуществление определенных видов деятельности.

Административная ответственность подразумевает начисление штрафных санкций:

  • физические лица (то есть рядовые граждане) платят 30-50 т. р.;
  • юридические лица пополняют казну государства на 100-150 т. р.

Наряду с этим эксперты рискуют быть отстраненными от закупок на 6-12 месяцев. Если же должностное лицо примет решение об организации экспертного исследования с игнорированием основных условий контракта, оно будет платить штрафы в следующих размерах (регламент – Кодекс по административным нарушением РФ, ст. 7.32):

  • ч. 8 – 20 000 – игнорирование нормативов законодательства, связанных с организацией экспертизы или нарушением норм на отдельных ее этапах, если от заказчика требуется привлечение сторонних экспертов;
  • ч. 9 – сумма штрафа та же – отсутствие составленных бумаг, связанных с приемкой поставленной товарной позиции, осуществленной работы или оказанной услуги;
  • ч. 10 – 20-50 т. р. – приемка товара/работы/услуги при их очевидном несоответствии базовым условиям контракта, если их исправления со стороны поставщика не произошло и вызвало дополнительные расходы финансов из бюджета Российской Федерации, а также снижение объема товаров/работ/услуг, предназначенных для обеспечения потребностей государственного и муниципального характера.

Срок давности, на протяжении которого лица могут быть привлечены к административной ответственности, составляет 1 год с момента совершения правонарушения.

Акт приемки товаров

Согласно положениям действующих норм законодательства, заказчик обязуется организовать экспертизу по любому контракту, созданному в целях обеспечения нужд государственного и муниципального характера. Форма закупки при этом никакого значения не имеет. Разница состоит в необходимости привлечения экспертов или возможности обходиться собственными силами.

Если говорить об электронных торговых операциях, которые так и не состоялись, необходимость в организации экспертизы будет зависеть от стартовой максимальной стоимости договора и размера установленной для заключения контракта суммы. Ни внутренняя, ни внешняя экспертиза не потребуется в следующих ситуациях:

  • если закупка организуется по контракту и подразумевает оказание экспертных услуг, не зависимо от формата проведения и статуса исполнителя;
  • если закупка организуется по договору, и ее объектом является подготовка бумаг, связанных с объектами капитального строительства, организацией изысканий.

Во всех остальных случаях экспертиза нужна, и ни предмет, ни стоимость договора на необходимость ее проведения не влияют.

Ведь с ее помощью можно «узаконить» сделку и разработать регламент для ее грамотного и рационального проведения.

Если не провести исследование в случае, когда оно требуется в обязательном порядке, сторона понесет административную ответственность в виде наказания – штрафной санкции.

Рекомендуем другие статьи по теме

Экспертные заключения по 44-ФЗ: правила оформления с изменениями 2020 года

Из этой статьи вы узнаете:

  • Особенности приемки по 44-ФЗ
  • Как провести внутреннюю экспертизу своими силами
  • Обязательна ли внешняя экспертиза в 2020 году
  • Как проводится внешняя экспертиза закупок по 44-ФЗ
  • Как заключить контракт с экспертом
  • Каковы итоговые документы по проведенной экспертизе
  • Об ответственности при проведении экспертизы

Экспертная оценка – один из важнейших этапов тендерной деятельности. Именно поэтому экспертные заключения по 44-ФЗ необходимо воспринимать всерьез, ведь на стадии приемки товаров или услуг зачастую разгораются нешуточные споры.

Заказчики иной раз злоупотребляют своими правами на этапе приемки товаров, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Подрядчики же, стремясь выполнить порой необоснованные требования заказчиков, поставляют не предусмотренные контрактом либо отличающиеся по характеристикам товары.

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя экспертную оценку товара или услуги. Иными словами, заказчик обязан провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору и представить экспертные заключения по 44-ФЗ.

Особенности приемки по 44-ФЗ

Согласно статье 94 закона 44-ФЗ в обязанности заказчика входит не только оплата ТРУ либо отдельных этапов работы, зафиксированных в условиях соглашения, но и их предварительная приемка.

Отношения исполнителя госконтракта и заказчика регулируются положениями ГК РФ. Гражданское законодательство фиксирует особенности поставки, подряда, оказания услуг, порядка приемки, а именно устанавливает момент начала приемки и возможные основания для отказа.

Приемка ТРУ может производиться специально созданной приемочной комиссией. Последняя должна включать в себя не меньше пяти человек. Обычно в данном случае покупатели редко сталкиваются с трудностями.

Достаточно часто заказчики игнорируют данную обязанность либо забывают оформить проведение экспертизы в соответствии с требованиями закона.

Порядок и сроки приемки изначально прописываются сторонами в контракте.

После проведения приемки стороны подготавливают документ, который фиксирует исполнение контракта. Возможен и другой вариант развития событий, при котором заказчик оформляет мотивированный отказ. Иногда в контрактах предусматриваются положения, согласно которым покупатель получает право требовать от поставщика какие-либо разъяснения.

Отметим, что не любое письмо, в шапке которого обозначено, что данный документ является мотивированным отказом, на самом деле может выполнять такую функцию.

Обычно поводом для отказа от приемки являются выявленные серьезные недостатки поставленной продукции.

Однако достаточно часто заказчики не хотят принимать товар, обнаружив даже несущественные минусы, не способные сказаться на потребительских характеристиках продукта.

Хитрые покупатели начинают пользоваться результатами выполненных работ, оказанных услуг, отказываясь принимать работу, подписывать акт и выплачивать сумму, прописанную в условиях контракта.

Положения о необходимости проведения экспертизы в законе о госзакупках, вероятно, направлены на исключение случаев, когда заказчики предъявляют к исполнителям необоснованные претензии. Если говорить об общем порядке урегулирования споров между заказчиком и подрядчиком, вне работы по госконтрактам и 44-ФЗ, то он предполагает получение экспертного заключения.

Как провести внутреннюю экспертизу своими силами

Внутренняя экспертиза – это проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг, проводимая силами заказчика. Для соглашения, условия которого выполняются поэтапно, экспертиза проводится отдельно для каждого этапа, о чем говорится в п. 1 ч. 1 ст. 94 закона 44-ФЗ.

Исключение из общего правила могут составлять только случаи, устанавливаемые на правительственном уровне. Однако на данный момент не существует подобных актов, поэтому заказчики имеют право отказаться от экспертной оценки и принять ТРУ самостоятельно.

Для организации внутренней проверки покупатель назначает ответственного штатного специалиста либо формирует экспертную группу. Такой сотрудник или комиссия могут разово участвовать в приемке или на постоянной основе.

Рекомендуется привлекать для проведения экспертизы сотрудников, имеющих специальные знания по предмету торгов, а также опыт и соответствующую квалификацию. Допустим, при закупке медикаментов на роль эксперта лучше выбрать сотрудника с фармацевтическим образованием.

Тогда как специалист в IT-сфере будет незаменим, если предметом госзакупки является компьютерное оборудование.

Убедитесь, что выбранный вами человек не является родственником поставщика, не имеет с ним иных связей, способных сказаться на его экспертном заключении по 44-ФЗ.

Работа экспертной комиссии невозможна без соответствующего приказа и положения – именно в этих документах утверждается состав и порядок работы данной группы. В положении прописывают:

  • задачи, а также чем именно руководствуется комиссия;
  • полномочия, например, экспертная группа имеет право запрашивать дополнительные материалы у обеих сторон договора;
  • порядок оформления результатов.

Источник: https://vblagodarnom.ru/izmeneniya/ekspertiza-svoimi-silami-po-44-fz-obrazets-zapolneniya.html

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Акт приема-передачи товара составляется по результатам приемки. Заказчик подтверждает, что поставщик выполнил все обязательства, а также прописывает какие именно, на какую сумму и в каком объеме. Далее расскажем, как составить документ о приемке и дадим образец акта приемки поставленных товаров по 44-ФЗ.

Акт приемки-передачи товара по 44-ФЗ

Приемка результатов выполненных по контракту работ оформляется актом либо иным документом о приемке, который подписывают и заказчик, и подрядчик. Подготовить сам акт о приемке результата выполненных работ – обязанность заказчика. Кто будет ставить в нем подписи, зависит от того, привлекались ли эксперты, а также создавалась ли специальная комиссия.

Как составить документ по итогам приемки

По итогу приемки стороны оформляют двусторонний документ. На нем стоят подписи заказчика и поставщика. Однако зачастую счетные палаты и прокуроры придираются к итогам процедуры. В частности, они могут обнаружить, что:

  • приемку провели неуполномоченные лица;
  • двусторонний акт о приемке подписали директор учреждения и поставщик, а не те, кто реально принял товар. Например, внешние эксперты.

Рекомендуем проводить приемку на двух уровнях – внутреннем и внешнем. По итогу должны быть подписаны четыре документа.

Популярный вопрос проверяющих: почему поставщик подписывал документ с руководителем, но не подписывал с теми, кто реально принимал товар? Чтобы избежать подобных претензий, сначала документы подписывают члены комиссии – лица, которые непосредственно участвовали в процедуре. И только потом оформляются товарная накладная и акт о поставленном товаре.

Акт-заключение необходим, чтобы описать, что именно члены комиссии увидели на приемке (экспертизе) товара: есть ли у товара недостатки, соответствует ли он техническому заданию. Акт подписывают все члены приемочной комиссии.

Если претензий нет, можно написать: «Товар поставлен в полном объеме в установленные сроки, претензий к поставщику нет». Если есть нарушения, укажите их, сошлитесь на конкретные пункты госконтракта, включите в акт рекомендации по устранению нарушений.

В протоколе заседания приемочной комиссии указывается единогласное решение членов комиссии по двум вопросам:

  • принять товар или отказать в этом;
  • передать акт-заключение в контрактную службу для подготовки акта о приемке.

Акт-заключение вместе с протоколом заседания комиссии направляют в контрактную службу в течение суток после того, как все члены комиссии поставили свои подписи.

13 пунктов для безопасной работы комиссии

Если приемку проводят несколько человек, каждый заполняет свою часть документов. Один вписывает в акт сведения о контракте, другой смотрит документы на товар, третий проверяет соответствие товара.

Мы собрали в один формуляр все сведения, которые пригодятся при приемке. Соберите их заранее и уже с ними подписывайте акт с поставщиком.

Тогда все сведения о принятых результатах исполнения контракта у вас будут собраны в одном месте.

Итоговый документ о приемке составляет контрактная служба на основании поступивших к ней бумаг из приемочной комиссии. Итоговый документ завершает внутреннюю приемку. Для руководителя заказчика он означает, что официально получены результаты по приемке от сотрудников. После его составления можно переходить к внешней процедуре.

Обычно двусторонний документ называется актом о поставленном товаре, актом выполненных работ или актом о приемке услуг. Название не играет роли, главное, чтобы заказчик подписывал его с поставщиком только тогда, когда располагает легитимным документом о внутренней приемке.

Зачем составлять четыре документа вместо двух? Это необходимо для спокойствия заказчика, точного следования установленной в законе процедуре и отсутствия претензий от госорганов.

Если будет составлен только один документ о приемке, в нем распишутся все члены приемочной комиссии и передадут на подпись поставщику.

Если за заказчика расписывается в приемке не руководитель, а сотрудник с доверенностью, значит, на каждого члена приемочной комиссии желательно оформить такую доверенность.

В акт приемки включите: наименование товара, количество, стоимость за единицу, общую сумму, указание на то, есть ли претензии к поставщику (при наличии недочетов их также необходимо указать).

44-ФЗ обязывает включать документ о приемке в реестр контрактов . Заказчик должен передать его в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Кроме того, данные о приемке должны быть включены в отчет.

Если заказчика не устраивает, как поставщик выполнил свои обязательства, он подписывает отказ от приемки. Это документ включает:

  • номер контракта;
  • данные заказчика и поставщика;
  • список нарушений;
  • срок на исправление;
  • сумму неустойки;
  • подпись заказчика.

Должен ли заказчик оплачивать товар, если не подписал товарную накладную собственноручной подписью?

Акт приемки товара по 44-ФЗ заменяет накладную?

По закону в контракте стороны должны согласовать условие о порядке и сроках приемки поставленного товара. Регламент оформления результатов заказчик может установить любой: результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки и иными документами.

Образец акта приемки-передачи по 44-ФЗ

Для примера рассмотрим акт с контракту № 22310039925 18 000006. Его заключили Частная охранная организация «Князь Игорь» и Государственное бюджетное учреждение «Дом культуры учащейся молодежи Краснодарского края». Заказчик закупал услуги охраны. Контракт был поделен на этапы. По каждому заказчик составлял такой акт:

Акт № 144 от 30.04.2018 г.

Источник: https://traffgui.ru/otsutstvie-akta-priemki-tovara-44-fz-koap-kogda-nuzhno-provodit.html

Акт приемки товара по 44-ФЗ: его основные особенности на основании положений закупочного законодательства и образец документа

Отсутствие акта приемки товара 44 фз коап. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Любой поставленный товар в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок для обеспечения нужд различных уровней заказчиков должен приниматься в соответствии с положениями действующего законодательства.

Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает необходимость обязательного составления акта приемки товара.

Акт приемки товара и нормативная основа его существования

Акт приемки товара является тем документом, который подтверждает факт передачи определенного имущества от поставщика к заказчику.

Однако этот документ нельзя путать с актом экспертизы поставленного товара – данный документ обязан установить соответствие поставленного товара тем техническим, а также физическим и химическим свойствам, которые установлены в качестве требований к такому товару. Акт приемки товара – это документ, который подтверждает только факт передачи товара.

Последние изменения, которые были внесены в положения статьи 94, обязывают государственного и муниципального заказчика составлять акт приемки товара, отражая в этом документе информацию о том, была ли проведена первичная экспертиза поставленного товара, и в каком виде она была проведена.

Такая экспертиза должна отразить, в первую очередь, соответствует ли поставленный товар условиям контракта.

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений указанной статьи на заказчика ложится обязанность создать специальную приемочную комиссию из числа своих сотрудников.

В том случае, если штат заказчика достаточно крупный по размерам и имеется разделение на различные подразделения, то в каждом таком подразделении создается своя приемочная комиссия, которая обязана принимать тот товар, инициатором закупки которого стало именно такое подразделение.

В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование.

Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Если по контракту допущена просрочка поставки, то в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы срок такой просрочки исчисляется со дня, следующего за последним днем поставки, по день, когда товар был поставлен в полном объеме.

Если заказчик провел экспертизу поставленного товара своими силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и установил, что товар соответствует требованиям контракта, то недопустимо считать дни просрочки до даты получения экспертного заключения, так как это прямым образом нарушает права исполнителя.

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Акт приемки товара по 44-ФЗ

Как уже говорилось выше, акт приемки поставленного товара по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должен составляться в соответствии с положениями статьи 94 указанного закона.

В соответствии с положениями указанной нормы федерального законодательства акт приемки товара должен быть составлен после того, как исполнитель в целях реализации взятых на себя обязательств по контракту поставил товар в полном объеме либо осуществил его частичную поставку.

Статья 94, как и принятые в ее исполнение Постановления Правительства, а также изданные письма Минфина не указывают на конкретные сроки составления такого акта.

Однако на основании сложившейся практики можно сказать, что составление данного документа и подписание всеми сторонами должно быть осуществлено в разумные сроки, которые не превышают, как правило, пяти дней.

Составление акта происходит на основании того, какой товар и в каком объеме был поставлен на склад заказчика.

Для того чтобы данный документ был признан легитимным, он должен составляться на основании тех товарных накладных или универсальных передаточных документов, которые сопровождают товар, а также на основании фактических сведений об осуществленной поставке.

В акте приемки товара следует указывать следующие сведения:

  • в правом верхнем углу – данные об утверждении данного акта руководителем организации либо уполномоченным на то должностным лицом, а также дата такого утверждения. Дата утверждения акта приемки должна соответствовать дате составления такого акта либо быть не более, чем на один день позже даты составления;
  • дата составления акта должна быть сформирована в соответствии с условиями контракта, где в разделе, посвященном порядку приемки товара, указывается срок, в течение которого должны быть составлены документы, подтверждающие факт передачи товара от исполнителя по контракту на склад государственного или муниципального заказчика;
  • указание на состав комиссии. В большинстве случаев заказчик указывает при составлении акта приемки всех членов комиссии, которые включены в нее по специально утвержденному приказу. Однако это не является правильным в том случае, если кто-то из членов комиссии отсутствует. В таком случае возможно признание составленного акта нелегитимным, так как отсутствуют подписи всех членов комиссии. В этом случае возможно в тексте акта указать, что акт сформирован комиссией, утвержденной приказом (с указанием реквизитов такого приказа), а при фактической приемке товара присутствовало конкретное количество членов (при таком указании допустимо поименное перечисление таких членов). В этом случае, если по каким-то причинам в разделе с подписями членов комиссии их не будет хватать, то вопросов у проверяющих органов будет существенно меньше;
  • в тексте акта следует указать, что заказчиком была проведена приемка поставленного товара на предмет соответствия требованиям контракта. С января 2019 года Федеральное казначейство в лице своих территориальных органов при проведении выездных проверок на предмет соблюдения положений федерального закупочного законодательства рекомендует государственным и муниципальным заказчикам указывать в акте приемки на проведение внутренней экспертизы. Такое требование не является обязательным к исполнению, но сформулировано на основании положений статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». Проведение внутренней экспертизы результатов исполнения контрактов не предусматривает наличие специальных знаний у членов приемочной комиссии заказчика по конкретному типу поставляемого товара. Проведение такой первичной экспертизы ставит, главным образом, цель установления соблюдения исполнителем требований ведомости поставки по контракту (например, что поставлен антифриз марки «ООО», как это предусмотрено контрактом, а не марки «ААА», как исполнитель поставил по другому контракту, заключенному с этим же заказчиком). За проверку качества поставленного товара уже будет отвечать вторичная экспертиза, проводимая после приемки товара на склад;
  • по итогам проведенного первичного осмотра поставляемого товара в тексте акта должны быть сформулированы указания на то, соответствует ли поставленный товар требованиям контракта или нет, а также в каком объеме он соответствует. На основании результатов установления такого соответствия заказчик отвечает на ключевой вопрос: принимается ли товар или не принимается, и в каком объеме он будет принят;
  • в конце акта ставятся подписи всех членов комиссии, которые фактически приняли участие в приемке товара. Кроме того, если кто-то из членов комиссии не согласен с общими выводами, он может высказать свое мнение на специальном бланке приложения к акту. Каждая подпись ставится с датой, когда она поставлена;
  • акт приемки товара должен быть подписан обеими сторонами по контракту. Представитель поставщика имеет право поставить свою подпись только в том случае, если у него на это есть доверенность (например, если речь идет о подписи водителя-экспедитора). Если речь идет о присутствии при передаче товара уполномоченного должностного лица исполнителя либо самого руководителя, доверенность не потребуется.

Кроме указанных требований акта приемки, необходимо также учесть, что для полного признания легитимным акта приемки товара он должен быть сопровожден определенным пакетом документов, в который входят:

  • товарные накладные, товарно-транспортные накладные или универсальные передаточные документы;
  • сертификаты соответствия на предоставленный товар либо документы, подтверждающие отсутствие необходимости проведения сертификационных мероприятий;
  • в случае с товарами иностранного производства необходимо приложить документы, подтверждающие страну происхождения товара, а если речь идет о товарах, в отношении которых установлены специальные требования о допуске (как, например, для медицинских изделий из ПВХ-материалов, закупка которых происходит с использованием положений Постановления Правительства РФ №102 от 15 февраля 2915 года), потребуется также приложить заключение специальной экспертизы, подтверждающей наличие материалов для производства таких товаров в установленном федеральными нормативными актами процентном соотношении;
  • копия доверенности на то лицо, которое ставит подпись от исполнителя на акте приемки товара. Копия либо должна быть заверена нотариально, либо предоставляется оригинал, с которого заказчик собственноручно снимает копию, и сам ее заверяет печатью своей организации, указав, что копия верна и сделана в дату фактической приемки товара.

Все перечисленные документы должны быть предоставлены либо с самим товаром, либо в течение специально установленного контрактом срока, так как без них надлежащим образом заключенный контракт не может быть исполнен.

В случае если поставщик такие документы не предоставил, в соответствии с положениями статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации он может быть признан нарушившим свои обязательства по контракту, что может повлечь наложение на него штрафных санкций за неисполнение обязательств по контракту, если такие обязательства не имеют стоимостного выражения.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/akt-priemki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.