Обучение в целостном образовательном процессе. Единство преподавания и обучения. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения

Обучение, как часть целостного педагогического процесса

Обучение в целостном образовательном процессе.  Единство преподавания и обучения. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения

Обучение в целостном педагогическом процессе представляет собой самый надежный и важный способ получения систематического образования.

Обучение отражает такие свойства педагогического процесса, как направленность на всестороннее развитие личности, единство процессуальной и содержательной сторон, двусторонность.

Однако в процессе обучения можно наблюдать и специфические качественные отличия.

Определение 1

Обучение – специально организуемый, многогранный и сложный процесс отражения в сознании ребенка окружающей его действительности.

При этом обучение представляет собой процесс познания под управлением педагога.

Всестороннее усвоение детьми умений, навыков и знаний, развитие их творческих способностей и умственных сил может быть обеспечено только направляющей ролью педагога.

Определение 2

Познавательная деятельность – единство практической деятельности, чувственного восприятия и теоретического мышления.

Данный вид деятельности осуществляется ребенком постоянно, во всех видах социальных взаимоотношений учащихся и во всех видах его деятельности. Например, художественно-эстетическая и ценностно-ориентационная деятельность, общественно полезный и производительный труд, общение.

Познавательной деятельности также способствует выполнение предметных и практических действий во время учебного процесса, таких, как конструирование, экспериментирование, разбор исследовательских вопросов.

Познание приобретает четкое оформление в особой, свойственной только человеку форме, в процессе учебно-познавательной деятельности или учения.

Обучение возможно только в общении. В его основе лежит вербально-деятельностный подход. Одномоментно, слово представляет собой способ познания сущности исследуемого явления и средством выражения, методом организации познавательной деятельности детей и орудием коммуникации.

Слово непосредственно с ценностно-ориентационной деятельностью, задачи которой осознание социальной значимости процессов, явлений окружающего мира, предметов, а также формирование их личных смыслов.

Успех обучения зависит от многих факторов. В первую очередь – это личное отношение обучающихся, их самостоятельное и осознанное стремление к познанию, активность и присущие им умения и навыки. Ученик одновременно является объектом обучающих воздействий и субъектом педагогического процесса и специально организуемого познания.

Функции обучения

Функции обучения обуславливаются непременной реализацией в комплексе всех составляющих образования и стремлением педагогического процесса к творческому, всестороннему развитию личности школьника.

При этом обучение должно выполнять следующие задачи: развивать, давать образование и воспитывать.

В свою очередь, развивающий характер обучения связан со структурным усложнением, образовательная – с увеличением объема, воспитательная – с формированием отношений.

Развивающая функция

Социальный процесс разностороннего развития обусловливает содержание этой функции.

Грамотно организованное обучение неизменно будет развивать, но развивающая функция будет осуществляться более эффективно, если взаимодействие учащихся и учеников направлено на всестороннее личностное развитие.

Такая нацеленность процесса обучения на развитие личности каждого ученика получила название «развивающее обучение».

Замечание 1

Традиционные подходы к организации обучающего процесса, под развитием подразумевают развитие мышления и речи, так как общее развитие ребенка, наиболее наглядно выражает именно развитие вербальных процессов.

Однако следует учесть, что при таком подходе к направлению обучения, не рассматривается тот факт, что мышление и речь, наиболее эффективно развиваются при развитии двигательной, эмоционально-волевой, сенсорной, мотивационной и потребностной личностных сфер. Развивающий характер обучения должен быть направлен на развитие личности, представляющей собой целостную психическую систему ребенка.

В 60-х гг. прошлого века, начали разрабатывать различные формы и методы обучения и организацию развивающего обучения. В частности, Л. В. Занков, описал комплекс методов развития мышления в обучающем процессе: обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе; рост удельного веса теоретического материала; обеспечение осознания обучающего процесса.

М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин занимались разработкой основ проблемного обучения.

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер создали комплекс систематических развивающих методик обучения.

Тема работ Д. Б. Элькониа и В. В. Давыдова включала в себя теорию содержательного обобщения в процессе обучения.

Все эти работы объединяла одна идея, которая заключалась в необходимости срочного и существенного расширения сферы развивающего обучения. Результатом, совместно реализуемых образовательной и воспитательной функций, является полноценное нравственное, интеллектуальное и социальное личностное развитие.

Образовательная функция

Основная цель образовательной функции заключается в снабжении учащихся системой научных знаний, умений и навыков ее использования в решении практических задач.

Понятие «научные знания» включают в себя обобщенную картину мира, закономерности, понятия, теории и законы. Они должны войти в структуру опыта личности и стать ее достоянием. Полноценная реализация образовательной функции обеспечивает осознанность, полноту и систематичность знаний, а также их действенность и прочность.

Для этого необходимо организовать подготовку и процесс обучения таким образом, чтобы учебный предмет отражал соответствующую ему сферу научного знания, включая все важнейшие для понимания причинно-следственных связей и основных идей элементы. Знания не должны образовывать незаполненные пустоты в общей системе.

Их необходимо упорядочивать таким образом, чтобы новые знания как бы вытекали из усвоенных ранее и формировали путь к освоению последующих знаний.

Образовательная функция непосредственно связана с формированием у школьников навыков работы со справочной литературой, книгами, библиографическим аппаратом, конспектированием и организацией самостоятельно работы.

Воспитательная функция

Воспитательная функция обучения присутствует во все времена и в любых условиях.

Она органически вытекает из содержания, методов и форм обучения, а также специфической организации общения со школьниками учителя.

Преподавание не может не давать уроки касательно определенных отношений, взглядов, качеств личности и убеждений. Усвоение нравственных понятий, требований и норм непосредственно влияет на формирование личности.

Обучение воспитывает всегда. Однако не всегда этот процесс проходит автоматически и в нужном направлении. Из-за этого реализацию функции воспитания необходимо организовывать, исходя из правильно понятых воспитательных задач на определенном этапе развития общества.

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/obuchenie-v-tselostnom-pedagogicheskom-protsesse/

Двусторонний характер процесса обучения

Обучение в целостном образовательном процессе.  Единство преподавания и обучения. Сущность процесса обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения

Определение 1

Обучение представляет собой вид деятельности, в которой участвуют два основных компонента: педагог и ученик. Процесс обучения предполагает взаимодействие двух этих компонентов. Педагог играет главную роль в процессе преподавания, а ученик играет ведущую роль в процессе обучения. Взаимодействие между педагогом и учеников может быть:

  • непосредственным
  • опосредованным

Под непосредственным взаимодействием подразумевается, что педагог и учащиеся вместе выполняют задачи процесса обучения. Под опосредованным взаимодействием подразумевается, что ученик выполняет самостоятельно задачи, поставленные перед ним педагогом ранее.

Процесс обучения состоят из следующих основных компонентов:

  • целевой компонент
  • стимулирующее-мотивационный компонент
  • содержательный компонент
  • операционно-деятельный компонент
  • контрольно-регулятивный компонент
  • оценочно-результативный компонент

Под целевым компонентом понимается то, что как преподаватель, так и ученики должны четко понимать цели и задачи изучения дисциплины.

Для того чтобы этот компонент процесса обучения был реализован необходимо, чтобы педагог сумел четко обозначить и объяснить цели и задачи ученикам.

Кроме-того на реализацию целевого компонента влияет и прочность усвоения предыдущего материала учениками. Соблюдая эти условия можно добиться реализации целевого компонента процесса обучения.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Стимулирующее-мотивационный компонент предполагает усиление мотива обучения. Педагог, реализуя это принцип, побуждает познавательный интерес и чувство ответственности у своих учеников.

Учебная программа, учебный план и учебники определяют суть содержательного компонента процесса обучения. обучения должно соответствовать нормам современной жизни, научному процессу, интересам учеников.

Контрольно-регулятивный компонент предполагает получение учителем информации об успешности усвоения знаний учащимися.

Обучая детей новому материалу, учитель должен систематически прибегать к методам контроля для того, чтобы вовремя сориентироваться относительно качества усвоения материала учениками, вовремя переменить методику или обратить внимание на материал, который усваивается затруднительно.

Оценочно-результативный компонент реализовывается в конце обучения учащихся.

Роль учителя в процессе обучения

В процессе обучения руководящая роль предоставлена учителю. В список его основных задач входит управление познавательной деятельностью учащихся. Деятельность учителя в процессе обучения предполагает:

  • планирование
  • организацию
  • стимулирование
  • контроль
  • регулирование
  • анализ и оценка

Планирование в деятельности педагога заключается в составлении календарно-тематических и поурочных планов. При выполнении этой работы педагоги прибегают к использованию методических пособий по предметам. На начальном этапе совей педагогической карьеры учителя составляют довольно подробные тематические паны, туда они включают такие компоненты как:

  • цели и задачи урока
  • вопросы для опроса
  • новый материал
  • упражнения для закрепления
  • упражнения для повторения
  • домашнюю работу
  • необходимую литературу

Замечание 1

Позже приобретая некоторый педагогический опыт учитель уже не составляет столь подробных планов работы.

Процесс организации учебного процесса педагогом состоит из двух основных этапов:

  • подготовительного
  • исполнительного

На этапе подготовки педагог должен выбрать технические средства обучения, средства наглядности, раздаточный материал. На этапе исполнения долен реализовать то что он подготовил для своих учеников.

Реализовывая процесс организации, педагог должен определить задачи своего урока, сформировать условия который будут способствовать хорошему усвоению материала и отработке навыков и умений, проинструктировать ученика каким образом они должны выполнять задания, помочь им в ходе их выполнения если будут наблюдаться затруднения.

Помимо этого учитель должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть побуждать у учеников потребность в познавательной деятельности, ученик долен сам желать изучить тот или иной материал. Используя определённую методику, учитель должен стимулировать активность учащихся.

Большую роль в процессе работы учителя занимает контроль. При проведении контроля учитель может вовремя скорректировать и урегулировать процесс обучения.

Педагог осуществляет контроль наблюдая за работой учеников, задавая им вопросы по пройденному материалу, проведение проверочных и самостоятельных работ.

Благодаря контроля учитель может определить какое звено недостаточно сформировано, в этом случае он может изменить методику совей работы, уделить больше времени трудно осваиваемому материалу.

В завершении процесса обучении педагог проводит анализ и оценку результатов учеников. Учитель определяет, насколько хорошо дети усвоили пройдённый материал, как хорошо они могут его применять на практике.

Помимо теоретических знаний большую роль в процессе обучения играет и педагогический опыт. Достаточно часто практика может расходится с теорией. Чем опытнее педагог, тем проще ему ориентировать в неординарных и сложных ситуациях, находить альтернативные пути решения проблем.

Роль учащихся в процессе обучения

Замечание 2

Ученик занимает немаловажную роль в процессе обучения. Учение имеет цель, структуру, закономерности и функции. Цель учения заключается в познании, собирании и переработки новой информации, когда эти процессы осуществлены ученик овладевает знаниями, умениями и навыками.

Для ученика большое значение имеют мотивы его учебной деятельности. Для того чтоб процесс обучения состоялся у ученика должны быть сформированы мотивы и потребности. В процессе обучения у ученика возникает несколько потребностей в обучении, все эти потребности связаны между собой.

Всего существует три группы мотивов обучения:

  • непосредственно-побуждающие мотивы (основаны на эмоциях)
  • перспективно-побуждающие (основанные на осознании значимости учения)
  • интеллектуально-побуждающие (основаны на удовлетворении любопытства)

Для учеников важную роль играет самоконтроль в процессе обучения. Учащиеся учатся самоконтролю наблюдая за действиями учителя во время контроля. Так же не маловажен и взаимный контроль, когда ученики анализируют успешность усвоение знаний своими сверстниками.

Как видно из вышеизложенного обучение имеет двусторонний характер. Оно состоит из деятельности педагога и деятельности ученика. Эти два элемента находятся в постоянном взаимодействии.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/process_obucheniya/dvustoronniy_harakter_processa_obucheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.