Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Содержание

Размер штрафа за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Нарушения в сфере спец-оценки условий трудовой деятельности (СОУТ) рассматриваются настоящими законодательными нормами довольно ответственно. Это связано с тем, что нарушение сроков процедуры выполнения СОУТ, отображенных в законе № 426-ФЗ, регламентируются, как не соблюдение прав работающего персонала.

Юридические лица, ИП, которые проигнорировали проведение СОУТ до 31.12. 2018 года, могут быть наказаны в 2020 году крупными штрафами, которые могут быть начислены, как учреждениям и ИП, так и должностным лицам, отвечающих за данный участок работы.

Спецоценка: просто о сложном

СОУТ — это аттестация рабочих мест, на которых работают лица, на предмет возможных опасностей и вредностей. По результатам аттестации определяется класс трудовых условий.

Законодательством предусмотрено 4 класса условий трудовой деятельности:

  1. Оптимальные.
  2. Допустимые.
  3. Вредные.
  4. Опасные.

Законодательством разработано положение, чтобы компания обеспечила работающему персоналу неопасные для жизни и здоровья трудовые условия. Практика показывает, что данные нормы на некоторых учреждениях из-за безответственности руководства или по другим причинам – в виде специфического производства, соблюдаются не всегда.

Принятые последние изменения в законе обязывают каждого работодателя, имеющего работающий персонал, выполнять проверку СОУТ. При игнорировании СОУТ работодателю придется раскошелиться на крупную сумму штрафа.

Оценивание осуществляется только для занятых рабочих мест. Вакантные и надомные места трудовой деятельности экспертизе не подлежат.

СОУТ на фирме осуществляется специальным учреждением, обладающим лицензией Минтруда РФ. Суть выполнения СОУТ заключается в проверке наличия или отсутствия факторов производства, наносящих вред или составляющих опасность. При выявлении таких факторов, осуществляются мероприятия по экспертизе для обнаружения уровня вреда, после чего рабочему месту присваивается класс опасности.

В зависимости от присвоенного класса назначаются предохранительные действия, компенсационные начисления работающему лицу, добавочные выплаты социальными фондами, виды спецовок и т.д.

По завершению проверки, учреждение, выполнившее проверку передает отчет в инспекцию по труду. Компания, которая подверглась проверке, сдает статистическую отчетность об условиях труда по форме № 1-Т, с отображением полученных сведений из экспертного отчета.

Кого касается спецоценка

Спец-оценка трудовых условий является обязательной для всех учреждений и ИП, у которых имеются работники, даже если в учреждении работает только начальник.

Не подлежат проверки СОУТ:

  1. Работодатели-физлица, не имеющие статус ИП.
  2. Надомный персонал, выполняющий трудовую деятельность в домашних условиях.
  3. Дистанционным лицам, работающим из дому или из других мест.

Примечание. Если в компании работает персонал дистанционно и в офисном помещении — для работающих в офисном помещении, СОУТ осуществляется непременно.

Штрафы за СОУТ: КоАП

Положение о выполнении СОУТ учреждением регламентируется ст. 212 ТК РФ. Аттестация проводится на всех рабочих местах учреждения, не зависимо от сферы его функционирования согласно требованиям закона № 426-ФЗ и приказу Минтруда № 33н.

Ответственность работодателя за несоблюдение положений по спец-оценке регламентируется ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и предусматривает следующие виды наказания в 2020 году:

  1. За первоначальное несоблюдение закона:
  • ИП и должностным лицам – предупреждение или финансовое взыскание от 5000 до 10000 рублей.
  • Учреждениям – предупреждение или финансовое взыскание от 60000 до 80000 рублей.
  • ИП – прекращение работы до 90 суток или финансовое взыскание от 30000 до 40000 рублей.
  • Должностным лицам – дисквалификация от 1-го до 3-х лет или финансовое взыскание от 30000 до 40000 рублей.
  • Учреждениям – прекращение функционирования до 90 суток или финансовое взыскание от 100000 до 200000 рублей.

Отсутствие сведений в трудовом соглашении при трудоустройстве работника является основанием для наложения административной реакции контрольно-надзорных структур (ст. 57 ТК РФ).

Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах в 2020 году

Продолжительность проведения СОУТ составляет около месячного срока. Для организации проверки, требуется выполнить следующие шаги:

  1. Создать комиссию, состоящую из представителя, проверяемого учреждения, ответственного за охрану труда и прочих сотрудников. Основное условие при создании комиссии является то, чтобы в ее состав был нечётным. Состав и порядок функционирования комиссии утверждается распоряжением начальника учреждения.
  2. Комиссия, утвержденная распоряжением руководства, обязана обозначить рабочие места, подлежащие проверке СОУТ. На данном этапе требуется определиться с рабочими местами, характеризующимися аналогичными признаками, что обеспечит уменьшение издержек на выполнение проверки.
  3. Заключить соглашение с учреждением, осуществляющим СОУТ и согласовать план выполнения работ.
  4. Подготовить для специалистов учреждения, проводящих СОУТ, технические материалы, документы на оборудование и перерабатываемое сырье, должностные обязанности персонала.

Как составляется отчет о проведении СОУТ

Отчет о выполнении СОУТ отправляется учреждением, выполнившим замеры на фирме. На основании проведенного отчета работодатель направляет статистическую отчетность на бланке № 1-Т.

Примечание. Организации, имеющие свои филиалы в различных регионах направляют статистическую отчетность по месту расположения каждого филиала. Головной офис направляет декларацию по месту его расположения.

В отчете о выполнении СОУТ требуется отобразить следующие сведения:

  1. Данные о проверяемой компании.
  2. Перечень мест трудовой деятельности, с отображением выявленных вредных и опасных признаков производства.
  3. Карты спец-оценки каждого места трудовой деятельности, с содержанием данных о классе трудовых условий.
  4. Протоколы замеров вредных и опасных факторов производства.
  5. Протокол оценивания эффективности СИЗ для понижения класса трудовых условий (при наличии).
  6. Сводные данные специализированного оценивания трудовых условий.
  7. Предложения по улучшению рабочих условий персонала.
  8. Подведение итогов эксперта.

Декларация о выполненной СОУТ в гос. инспекцию по труду подается на протяжении 30 дней.

Как часто нужно проводить СОУТ

СОУТ требуется выполнять через каждые 5 лет. При признании трудовых условий, соответствующих государственным нормативам, выполнение СОУТ можно повторять через 10 лет.

Примечание. Если на предприятии произойдёт несчастный случай, то понадобится выполнять внеочередную проверку СОУТ.

При создании новых рабочих мест необходимо выполнить проверку СОУТ только на новых рабочих местах. Однако, если по штату будет введена дополнительная должность, а рабочее место останется прежним — аттестацию выполнять необязательно.

Стоимость проведения экспертизы

Осуществление спец-оценки рабочих мест с 2014 года относится к обязательному требованию для всех юридических лиц, имеющих сотрудников (ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013).

СОУТ – это комплексные действия, идентифицирующие опасные и вредные производственные признаки. Объектами экспертиз являются производственные процессы и среда, негативно влияющие на работающее лицо с учетом степени отклонения показаний от государственных стандартов.

На стоимость выполнения СОУТ влияют следующие характеристики участков работы:

  1. На начальном этапе специалисты экспертного учреждения разделяют зоны на производстве по категориям.
  2. 1 группа — рабочие места с безопасными трудовыми условиями, не требующих исследований.
  3. 2 группа —зоны производства, в которых требуется выполнить проверку и оценку опасных признаков.

Стоимость оценки будет зависеть от конкретного перечня мест трудовой деятельности, где будут выполняться замеры, определяемого комиссией, и утвержденного работодателем проверяемого предприятия. Правильно составленный перечень рабочих мест с выделением групп по категориям зон, уменьшает стоимость экспертизы.

Также на стоимость оценки влияет:

  • Степень сложности работ и их объем. Чем больше рабочих мест, тем больше трудовых затрат на осуществление замеров.
  • Территориальный разброс. В этом варианте применяются добавочные коэффициенты, связанные с транспортными затратами в результате посещения отдаленных друг от друга участков.
  • Срочность. При срочном выполнении работ расценки повышаются.

Ниже представлена таблица ориентировочной стоимости выполнения спец-оценки в зависимости от количества рабочих мест и сферы деятельности компании.

Источник: https://RuShtraf.com/shtrafy-za-otsutstvie-spetsialnoj-otsenki-uslovij-truda/

Соут штрафы

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции
20-02-2017

С принятием в январе 2014 года Федерального закона «О специальной оценке условий труда» были внесены существенные изменения в порядок проведения оценивания условий труда на рабочих местах, а также в систему формирования страховых тарифов и начисления штрафов за непроведение СОУТ.

Усиление мер было вызвано частыми случаями уклонения работодателей от проведения аккредитации рабочих мест, предшествующей процедуре СОУТ или от предписаний по улучшению условий труда на рабочих местах по итогам проверки СОУТ. Многие руководители просто «экономили» на своих сотрудниках и вполне резонно считали, что заплатить небольшой штраф гораздо выгоднее, чем вкладывать большие суммы в реконструкцию системы охраны труда на предприятии.

На сегодняшний день, как утверждают эксперты Минтруда, с повышением сумм штрафных санкций, тенденция изменилась в лучшую сторону. К тому же, ответственность за качественное проведение СОУТ теперь возлагается не только на работодателя, но и на организацию и экспертов, которые привлекаются для проведения спецоценки.

Административная ответственность работодателя

Статья административно-правового Кодекса РФ 5.27 КоАП имеет градацию на конкретные основания. Каждое основание предусматривает конкретные виды наказаний и установленные суммы штрафов:

  • общие нарушения нормативных требований по ОТ (за исключением тех, которые будут указаны ниже) чреваты вынесением предупреждения или наложением штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей;
    • для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  • уклонение от проведения СОУТ или нарушение работодателем  установленного порядка проведения спецоценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:
    • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  • допуск к исполнению трудовых обязанностей работников без оформленной медицинской книжки, без проведения обучения по вопросам ОТ, без медицинского освидетельствования психического здоровья, грозит наложением штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  • отсутствие должного обеспечения сотрудников СИЗ, влечет за собой наложение штрафов в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юрлиц – от 130 до 150 тыс. рублей.
  • наказание за повторное нарушение  государственных нормативных требований ОТ будет следующим:
    • для должностного лица – штраф в сумме от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или же приостановление деятельности организации на срок до 90 дней;
    • для юридических лиц – штрафное взыскание в сумме от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на  срок до 90 дней.
  • нарушение сроков подачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда влечет за собой штрафы в размере:
    • для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
    • для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей;
    • для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Уголовная ответственность в отношении работодателя наступает в случае его доказанной вины в причинении тяжкого вреда здоровью работника или его смерти. Меры пресечения в таких случаях избираются на основании 3-х частей статьи 143 УК РФ:

  • 1 часть – причинение тяжкого вреда человеку. Наказания за такое преступление может быть следующими:
    • административный штраф – до 400 тыс. рублей;
    • обязательные работы – от 180 до 240 часов;
    • исправительные работы – до 2-х лет;
    • принудительные работы – до 1 года;
    • лишение свободы – до 1 года.
  • 2 часть – те же действия, что предусмотрены частью 1, но повлекшие за собой смерть работника по неосторожности, предусматривают следующее наказание:
    • принудительные работы до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет.
  • 3 часть – правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц, влекут за собой такие наказания:
    • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
    • лишение свободы до 5 лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью сроком до 3-х лет.

Ответственность организаций и экспертов, проводящих СОУТ

С введением новых правил, к Главе 14 КоАП РФ были внесены дополнения, а именно новая статья 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда». Положения данной статьи отражают информацию об административных правонарушениях в отношении организаций по СОУТ и представляющих их экспертов.

Статья предусматривает следующие меры пресечения:

  • первичное нарушение порядка проведения спецоценки предусматривает административный штраф в размере:
    • для должностного лица – от 20 до 30 тыс. рублей;
    • для юридического лица – от 70 до 100 тыс. рублей.
  • при повторном правонарушении меры будут ужесточаться:
    • для должностного лица – штраф от 40 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1-го до 3-х лет;
    • для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.

В судебных разбирательствах по поводу нарушения норм трудового законодательства, эксперт выступает в роли должностного лица. Если судом будет назначена мера наказания в виде отстранения о т должностных обязательств, это может обернуться для эксперта и еще одной неприятностью – лишением сертификата.

Подытожить информацию об ужесточении уже существующих правил и внесении новых, можно известной поговоркой «не кнутом, так пряником».

Ведь только жесткие меры приводят к увеличению исполнительности и ответственности.

Как известно, большие перемены начинаются с малого и только наше с Вами желание вывести систему охраны труда на предприятиях страны на должный уровень, будет способствовать смягчению законодательных рамок.

Источник: https://sotarm.ru/articles/sout-shtrafy/

За СОУТ уже штрафуют. Как избежать штрафа, если не прошли СОУТ или опоздали

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

За СОУТ штрафуют в этом году и не верьте всем, кто пишет об отсрочке на год и тому подобном. Но, тем не менее есть способ (законный) как избежать огромных штрафов и прочих неприятностей. Читайте до конца, там самое интересное, или сразу конец, потому что там действительно полезная информация, подкрепленная личным опытом.

Предисловие

СОУТ регулируется 426-ФЗ “О специальной оценке труда”, который вступил в силу аж в 2014 году. Но на самом деле СОУТ не стала какой то новинкой, ведь по сути такая оценка является преемником аттестации рабочих мест, которая существовала до 2014 года. Но была изменена процедура проверки рабочих мест, а также появился ряд новых понятий, которые кстати указаны в 426-ФЗ.

Понятие СОУТ уже заложено в расшифровке аббревиатуры – это специальная оценка условий труда. Цель, как Вы понимаете проверить рабочие места сотрудников на предмет наличия, а в идеале отсутствия вредных факторов.

Само проведение СОУТ

Вообще самим СОУТ провести не получиться, сразу предупреждаем, ведь для проведения необходимо иметь соответствующие лицензии и сертификаты, а потому для прохождения СОУТ необходимо обратиться в специальную фирму, кстати если будет интересно можете связаться с нами, у нас есть партнеры, оказывающие СОУТ за адекватную сумму.

Лайфхак. Если у всех Ваших сотрудников местом работы указан дом – проводить СОУТ по ним не надо. Какие просторы это дает для избегания штрафов – поговорим в самом низу.

Соут у “производственников”

соут для производственных предприятий проходит действительно серьезно – приезжает делегация от компании по охране труда, проверяет каждое рабочее место, каждый станок, каждый предмет труда на предмет возможных нарушений. учитывается абсолютно все.

но тут стоит похвалить законотворцев, ведь для производственных предприятий соут просто необходим, так как на кону стоит здоровье, иногда и жизнь работника, а как еще заставить предприятия пройти соут, если не напугать штрафами (о которых еще поговорим).

соут у “офисников”

с офисными предприятиями гораздо более спорно.

по опыту работы могу уверенно заявить, что ни одна “офисная” компания к который мы ездили (когда партнеры проводили соут) не могла понять одного: “а зачем нам этот соут?” и вопрос довольно справедливый, допустим у меня один сотрудник в компании, он работает с 9 до 18, за компьютером – вообщем стандартный офисный рабочий. зачем его проверять – это уже большой вопрос, но допустим я очень законопослушный гражданин и на своем предприятии решил провести соут в соответствие с законом и тут возникнут две проблемы:

  1. компании оказывающие соут либо отказываются проводить проверку с компанией, где существует один сотрудник, либо назовут стоимость как будто за 5-х работников, так как это у них минимальный тариф.
  2. а если вы соут не пройдете в итоге то попадете на штрафы.

кстати в офисах соут проходит, как правило, очень просто. секрет в том, что обычно он в принципе не проводится, а многие охранники труда просто удаленно подготавливают нужные документы после чего передают их клиенту. в случаях когда компании, оказывающие соут, реально приезжают к клиенту в офис, работа все равно гораздо менее тяжелая и кропотливая, чем у производственников.

кстати о штрафах

Штрафы предусмотрены для тех, кто не прошел СОУТ до 2018 года и они весьма внушительны:

  • Для компаний штраф составит 70 000 – 100 000 руб., а при повторном нарушении 100 000 – 200 000 руб. А также возможна приостановка деятельности компании на срок до 3-х месяцев.
  • Для должностных лиц при первом нарушении штраф составит 20 000 – 30 000 руб., а при повторном нарушении вплоть до 50 000. А аткже возможна дисквалификация директора на срок до 3-х лет!
  • Для ИП все не так жестко, сначала приходит предупреждение, затем в случае дальнейшего игнорирования СОУТ накладывается штраф, составляющий 5 000 – 10 000 руб. Ну и при повторном нарушении штраф будет составлять 30 000 – 40 000 руб. А также возможно приостановление деятельности ИП на срок до 3-х месяцев.

Отдельно упомянем лишение организации права на получение скидок по взносам ФСС, а также не прохождение СОУТ может стать причиной начисления надбавок (вплоть до 40% установленного страхового тарифа).

Как не попасть на штраф, если Вы уже прошли СОУТ?

Да, поразительно, но факт, уже после прохождения СОУТ Вы можете попасть на штраф, чтобы этого не произошло, не забудьте:

  1. Ознакомить с отчетом СОУТ всех своих сотрудников, под подпись. На это у Вас есть 30 календарных дней.
  2. Уведомить аттестующую организацию, в трехдневный срок после утверждения отчета СОУТ. Для этого недостаточно просто написать, надо также прикрепить титульный лист отчета с Вашей подписью и печатью организации.
  3. Подать декларацию в трудовую инспекцию, на это у Вас есть 30 дней. Внимание, декларацию Вам может подготовить компания, которая проводила СОУТ, но подать декларацию в ГИТ – это уже обязанность Вашей компании и Ваша лично.
  4. Ну и не забудьте разместить на своем Интернет-портале (если такой имеется) краткую сводку: о сводных результатах и о рекомендуемых мероприятиях по улучшению ситуации.

Как не попасть на штраф, если Вы опоздали с СОУТ или не прошли его?

Сразу оговоримся, если Вы не прошли СОУТ – пройдите его, все просто. Но, как быть, ведь по сути Вы уже опоздали с предъявлением декларации в ГИТ и Вам гарантированно прилетит штраф. А вот тут Вам и пригодятся наши советы.

Представим, что СОУТ Вы уже прошли, подали декларацию в ГИТ и получили сюрприз в виде штрафа. Дальнейший Ваш порядок действий:

  1. Переводим всех сотрудников на дом задним числом. Если Вы внимательно читали статью, то уже знаете, что по надомникам СОУТ проводить не надо.
  2. Юрист подает в ГИТ жалобу и все необходимые документы (подтверждающие, что Ваши сотрудники устроены на дом) на несправедливое предъявление Вам штрафа.
  3. Ну и наконец, юрист подает исковое заявление в суд, после рассмотрения которого штраф с Вас будет снят.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d31d27421f9ff00ad23b820/5d8e107635c8d800b16b8323

Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов.

Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права.

Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, – ред.

) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс.

рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

Административная ответственность работодателя

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.

рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс.

рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Нарушение порядка проведения СОУТ организацией и экспертами, проводящими спецоценку

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-shtrafy-i-sanktsii

Штрафы за СОУТ после 1 января 2020 года

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

В конце декабря 2018г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2020 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

Что проверяем

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2013 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.

Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.

В соответствии с ч. 3 закона N 426-ФЗ, оценке подлежат рабочие зоны всех сотрудников, кроме:

  • удаленных;
  • надомных (фрилансеры);
  • вступивших отношения с работодателем не являющимся ИП (няни, или репетиторы и др.).

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

Нарушение сроков влечет за собой штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году. Проверка может проходить в несколько этапов, но должна быть завершена не позже, чем конца года. С 1 января 2020 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ.

Новшества по исполнению СОУТ

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи.

Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года.

Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Законодательство

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Штрафы за невыполнение проверки

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2020, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Административная ответственность

Штрафы за отсутствие СОУТ 2020 по сравнению с предыдущим годом остались в тех же рамках:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 5 – 10 тыс. руб., либо предупреждение;
  • для ИП 5 – 10 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 60 – 80 тыс. руб.

Если проверка прошла, но отчетные данные не поданы вовремя в Минтруд, также применяется наказание в диапазоне:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 20 – 50 тыс. руб. Или лишение полномочий на 1 – 3 года;
  • для ИП 30 – 50 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения – если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Повторные нарушения

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Ответственность специальной организации сопровождающей СОУТ

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

по теме:

Источник: http://NalogObzor.info/publ/shtrafy-za-sout

Ответственность за непроведение СОУТ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения соут. Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда не были столь существенны. С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране трудаНарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 статьи 5.27. и статьей 5.27.1. Кодекса об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 1 000 до 5 000 рублей
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

 

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

 

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

 

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 рублей.
 

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

 

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 статьи 5.27., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа

  • на граждан в размере 5 000 рублей;
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
 

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 рублей.
 

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.
 

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.
 

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 рублей.
 

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

 

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 5.27.1., лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

 

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.5., повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.5., повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников.

Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года.

В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Источник: http://sout-prim.ru/otvetstvennost-za-neprovedenie-sout/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.