Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Содержание

Тренинг

Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Текст

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете. Вот бы оно поскорее пришло! Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух. Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве. По-моему, лето лучше зимы. (42 слова)

Задание 1. Выполни морфологический разбор слов предложении

Зимой приятно позволить себе немного помечтать о лете.

Ответ:

1. Зимой

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) приятно (когда?) зимой

2. Приятно

1) Наречие,2) постоянные признаки: определительное (образа действия), знаменательное;

3) приятно (часть составного именного сказуемого, связка нулевая)

3. Позволить

1) Глагол, н.ф. – позволить;2) постоянные признаки: СВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) приятно (что сделать?) позволить 

4. Себе

1) Местоимение, н.ф. – себя;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, возвратное; непостоянные признаки: Д.п.;

3) позволить (кому?) себе

5. Немного

1) Наречие,2) постоянные признаки: определительное (меры и степени), знаменательное;
3) помечтать (сколько?) немного

6. О

1) Предлог,2) постоянные признаки: объекта, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание ( о) лете, сам по себе членом предложения не является

7. (о) лете

1) Существительное, н.ф. – лето;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) помечтать (о чём?) (о) лете

Задание 2. Выполни морфологический разбор слов предложении

Вот бы оно поскорее пришло!

Ответ:

1. Вот

1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (усилительная)

3) членом предложения не является

2. бы

1) Частица,2) постоянные признаки: формообразующая;

3) входит в состав сказуемого, сама по себе членом предложения не является

3. Оно

1) Местоимение, н.ф. – оно;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., ср.р.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (Что?) оно

4. Поскорее

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) пришло бы (когда?) поскорее

5. Пришло бы

1) Глагол, н.ф. – прийти;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: условное наклонение, ед.ч., ср.р.

3) оно (что сделало бы?) пришло бы

Задание 3. Выполни морфологический разбор слов предложении

Люблю полежать на солнышке, поплескаться в воде, побродить по лесу, вдыхая смолистый воздух.

Ответ:

1. Люблю

1) Глагол, н.ф. – любить;2) постоянные признаки: НСВ, переходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1л., ед.ч.;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать ( люблю – часть составного глагольного сказуемого)

2. Полежать

1) Глагол, н.ф. – полежать;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю полежать (полежать – часть составного глагольного сказуемого)

3. На

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) солнышке, сам по себе членом предложения не является

4. Солнышке

1) Существительное, н.ф. – солнышко;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) люблю полежать (где?) (на) солнышке

5. Поплескаться

1) Глагол, н.ф. – поплескаться;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, возвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю поплескаться (поплескаться – часть составного глагольногосказуемого)

6. В

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (в) воде, сам по себе членом предложения не является

7. Воде

1) Существительное, н.ф. – вода;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.;

3) люблю поплескаться (где?) (в) воде

8. Побродить

1) Глагол, н.ф. – побродить;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 2 спр.; непостоянные признаки: неопределённая форма глагола;

3) (Я) (что делаю?) люблю побродить (побродить – часть составного глагольного сказуемого)

9. По

1) Предлог,2) постоянные признаки: места, непроизводный, простой;

3) входит в предложно-падежное сочетание (по) лесу, сам по себе членом предложения не является

10. Лесу

1) Существительное, н.ф. – лес;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;
3) люблю побродить (где?) (по) лесу

11. Вдыхая

Вариант 1 (интерпретация деепричастия как части речи):

1) Деепричастие,2) постоянные признаки: НВС;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация деепричастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – вдыхать;2) постоянные признаки: НСВ., переходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: форма деепричастия;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

12. Смолистый

1) Прилагательное, н.ф. – смолистый,2) постоянные признаки: относительное; непостоянные признаки: ед.ч., м.р., В.п.;

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (смолистый– часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

13. Воздух

1) Существительное, н.ф. – воздух;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., В.п.

3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (воздух – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом) 

Задание 4. Выполни морфологический разбор слов предложении

Он чист и свеж утром, пока не высохнет роса, сияющая на траве.

Ответ:

1. Он

1) Местоимение, н.ф. – он;2) постоянные признаки: соотносится с существительным, личное, 3 л., ед.ч., м.р.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (Что?) он

2. Чист

1) Прилагательное, н.ф. – чистый;2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;

3) он (каков?) чист

3. И

1) Союз,2) постоянные признаки: сочинительный (соединительный), непроизводный, простой;

3) членом предложения не является

4. Свеж

1) Прилагательное, н.ф. – свежий;2) постоянные признаки: качественное, краткая форма; непостоянные признаки: ед.ч., м.р.;

3) он (каков?) свеж

5. Утром

1) Наречие,2) постоянные признаки: обстоятельственное (времени), знаменательное;

3) чист и свеж (когда?) утром

6. Пока

1) Союз,2) постоянные признаки: подчинительный (временной), непроизводный, простой;3) членом предложения не является7. Не1) Частица,2) постоянные признаки: смысловая (отрицательная);

3) членом предложения не является

8. Высохнет

1) Глагол, н.ф. – высохнуть;2) постоянные признаки: СВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 3 л., ед.ч.;

3) роса (что сделает?) высохнет

9. Роса

1) Существительное, н.ф. – роса,2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., И.п.;

3) (что?) роса

10. Сияющая

Вариант 1 (интерпретация причастия как формы глагола):

1) Глагол, н.ф. – сиять;2) постоянные признаки: НСВ, непереходный, невозвратный, 1 спр.; непостоянные признаки: причастие действительное, настоящего времени, ед.ч., ж.р., И.п.;
3) люблю побродить (как?) вдыхая смолистый воздух (вдыхая – часть обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом)

Вариант 2 (интерпретация причастия как части речи):

1) Причастие, н.ф. – сияющий;2) постоянные признаки: НСВ, действительное, настоящего времени; непостоянные признаки: ед. ч., ж.р., И.п.;

3) роса (какая?) сияющая на траве (сияющая – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

11. На

1) Предлог,2) постоянные признаки: пространственный, непроизводный, простой:

3) входит в предложно-падежное сочетание (на) траве, сам по себе членом предложения не является

12. Траве

1) Существительное, н.ф. – трава,2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., П.п.

3) роса (какая?) сияющая на траве (сочетание (на) траве – часть обособленного определения, выраженного причастным оборотом)

Задание 5. Выполни морфологический разбор слов предложении

По-моему, лето лучше зимы.

Ответ:

1. По-моему

1) Наречие,2) постоянные признаки: знаменательное;

3) членом предложения не является: вводное слово

2. Лето

1) Существительное, н.ф. – лето,2)постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл. , ед.ч.; непостоянные признаки: И.п.;

3) (что?) лето

3. Лучше

1) Прилагательное, н.ф. – хороший;2) постоянные признаки: качественное; непостоянные признаки: сравнительная степень сравнения, простая;

3) лето (каково?) лучше ( нулевая связка)

4. Зимы

1) Существительное, н.ф. – зима;2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 1 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.

3) лучше (чего?) зимы

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/484

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении.

Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять.

«Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на “хорошо”»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

а) постоянные:

собственное / нарицательное;

одушевлённое / неодушевлённое;

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

б) непостоянные:

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Устный разбор

  1. Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

  2. Начальная форма — котёнок.

  3. Постоянные признаки:

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Непостоянные признаки:

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Письменный разбор

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

  1. Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

  2. Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

  3. Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

в Им.п., во мн. ч.

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

  3. Указать признаки:

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Устный разбор

  1. Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма — красивый.

  3. В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

  4. Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Письменный разбор

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

  1. Красивая (мелодия) — прилаг.;

  2. Н.ф. — красивый;

  3. Ж.р., ед. ч., Им.п;

  4. Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные:

простое/составное,

количественное/порядковое

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

б) непостоянные:

число и род (если есть);

падеж.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Устный разбор

  1. Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

  2. Начальная форма — двое;

  3. Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

  1. Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Письменный разбор

Во дворе меня ждали двое товарищей.

  1. Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

  2. Н.ф. — двое;

  3. Прост., собират.,

В Им п.;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные: лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Устный разбор

  1. Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

  2. Начальная форма — ты.

  3. Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

  4. Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Письменный разбор

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

  1. Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

  2. Н.ф. — ты;

  3. Личн.;

в ед.ч., Д.п.;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Морфологический разбор глагола

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

  3. Установить признаки:

а) постоянные:

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

б) непостоянные:

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Устный разбор

  1. Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

  2. Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

  3. 1-ое спряжение;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Письменный разбор

Снег усиливался с каждой минутой.

  1. Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

  2. Н.ф. — усиливаться;

  3. I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

  4. Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Морфологические признаки (неизменяемость).

  3. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Устный разбор

  1. Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

  2. Неизменяемое слово.

  3. Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

Письменный разбор

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

  1. Быстро — нареч., читала (как?) быстро;

  2. Признак действия, неизм.;

Читала (как?) быстро — обстоятельство.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/morfologicheskiy-razbor-slova-v-nachalnykh-klassakh/

Морфологический разбор имени существительного

Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 – сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы – сущ. (что?).
  2. Н. ф. – шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 240, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 263, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 93, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 75, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 233, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 235, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 138, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 152, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 159, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 5, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 214, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 107, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 109, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 104, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 136, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 177, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 306, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 342, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 557, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 615, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 91, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 676, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 420, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 470, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 15, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 316, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/33

Морфологический разбор слов в начальной школе

Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Морфологический разбор слова представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура.

Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые морфологические признаки и понимать синтаксическую роль слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное – неодушевленное.

4. Определить род (женский – мужской – средний), склонение, падеж, число (единственное – множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой».

Устный разбор: Лисята – это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) – лисята. Начальная форма – лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Лисята – сущ.

(Кто?) – лисята;

Н. ф. (начальная форма) – лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) – лисята – подлежащее.

Морфологический разбор прилагательного

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) – прилагательное. Белочка (какая?) – трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма – трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

Трудолюбивая (белочка) – прилаг.;

Н.ф. – трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? – трудолюбивая – определение.

Морфологический разбор числительного

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму — в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое – составное числительное, количественное – порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» – числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) – пять. Начальная форма – пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

Пять – числит.: галчат (сколько?) – пять;

Н.ф. – пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) – пять галчат – часть подлежащего.

Морфологический разбор местоимения

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) – род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» – местоимение. Указывает на предмет (кому?) – мне. Начальная форма – «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

Мне – местоим.:

(Кому?) – мне;

Н.ф. – я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? – мне – дополнение.

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть – время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» – глагол. Обозначает действие (что сделал?) – вспыхнул.

Начальная форма – вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в прошедшем времени, в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

Вспыхнул – глагол;

(что сделал?) – вспыхнул;

Н.ф. – вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

https://www.youtube.com/watch?v=jooz2UXReaY

Что сделал? – вспыхнул – сказуемое.

Морфологический разбор наречия

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» — наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) – быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

Быстро – наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? – быстро – обстоятельство.

Источник: https://autogear.ru/article/444/85/nachalnaya-shkola-morfologicheskiy-razbor-slov/

Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Морфология разбор. Начальная школа: морфологический разбор слов

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к.

разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки.

Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора.

Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена.

Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора): Малыши любят пить молоко.

Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора): Полное лукошко грибов собрала Аленушка.

Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova – uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Пролетело четыре дня.

Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): С нее капали хрустальные дождинки.

Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.