Какие источники права в нем представлены. Источники права: понятие, виды. Основные принципы и функции права

Источники российского права

Какие источники права в нем представлены. Источники права: понятие, виды. Основные принципы и функции права

Понятие «источника права»

Определение «источника права» зачастую сравнивают с таким понятием как «форма права». 

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности. 

«Типичные» источники права

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные. 

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести: 

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации; 
  • подзаконные акты; 
  • другие нормативные правовые акты. 

В общей системе источников российского права, они являются основной частью. К «нетипичным» источникам права можно отнести правовой обычай и судебный прецедент. 

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров. 

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира.

Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства.

Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Порядок исполнения, заключения и прекращения международных договоров Российской Федерацией закреплен в Федеральном законе № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). 

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров. 

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по  вопросам, которые отнесены к его компетенции. 

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом. 

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие.

Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Авакьян С.А. отмечал, «Конституция является основой текущего законодательства, оно развивает ее положения, поэтому и акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни противоречить им, ни сводить на «нет» ее положения». 

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства. 

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства.

Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ. 

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст.

65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас.

Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов. 

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются для того, чтобы урегулировать более узкие группы общественных отношений. Особенностью их является более локальное правовое регулирование.

Это говорит о том, что в самом законе уже содержатся конкретные отношения, которые подлежат регулированию его нормами, названа цель подобного регулирования, а также субъекты, на которых распространяются его действия. К примеру, Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.

2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепил порядок и основания возникновения реализации права граждан РФ на трудовую пенсию. Данным законом также был установлен перечень лиц, имеющих право претендовать на выплату таких пенсий.

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса. 

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ также можно отнести к источникам права, которые принимаются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся своего совместного или исключительного ведения (с российским государством), перечень которых закреплен в Конституции Российской Федерации.

Как правило, подобные законы издаются в такой сфере, где отмечается недостаток федерального правового регулирования. Таким образом, субъекты РФ, принимая свои законы, создают уникальную собственную нормотворческую практику.

К примеру, в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области «Об экологической экспертизе на территории Волгоградской области», который дополнил комплекс норм, содержащихся в федеральном экологическом законодательстве. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств. 

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст.

15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Нормативные акты органов местного самоуправления также можно отнести к подзаконным актам. В основном, они принимаются по вопросам, которые касаются местного значения, то есть в рамках закрепленных ст.

14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пределах полномочий органов местного самоуправления. Они отражают специфику, которая связана с экономическим, культурным и историческим развитием местности.

К примеру, в городе-курорте Сочи органы местного самоуправления издают нормативные акты, которые направлены на развитие лечебно-оздоровительных местностей и туризма этого населенного пункта.

Также органы местного самоуправления, в северных городах России, большое внимание уделяют вопросам водоотведения, организации водоснабжения и энергоснабжения населения, а также снабжения населения топливом. 

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

«Нетипичные» источники права

К «нетипичным» источникам права относится: 

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент. 

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах. 

К таким актам будут относиться постановления Конституционного суда Российской Федерации. К примеру, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 7-П от 14.04.2008 г.

«По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами множества граждан «абз. 2 ст.

1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, где ограничивалось право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, которое расположено на садовом земельном участке, и который относится к землям населенных пунктов. Следовательно, такое ограничение, которое было предусмотрено федеральным законом, перестало действовать. 

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ.

Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права.

Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы. 

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации. 

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях). 

По большей части, обычаи применяются в отношениях с иностранными лицами или в отношениях, которые осложнены культурными и национальными особенностями народов российского государства. Так, на территории Российской Федерации действуют семейные обычаи (ст.

58 СК РФ закрепляет, что имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем), обычаи морского порта (ст.

3 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 
 

Опиши задание

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/istochniki-rossijskogo-prava/

Источники права – виды, общая характеристика и классификация

Какие источники права в нем представлены. Источники права: понятие, виды. Основные принципы и функции права

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы – англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права. 

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской – нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры. 

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления. 

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее ание, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный. 

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств. 

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений. 

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике. 

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента. 

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему. 

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

  • нормативность – предполагает систему эталонных, общих правил поведения;
  • общеобязательность – означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;
  • определенность – нормы должны быть ясными, четкими и понятными;
  • формальность – нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;
  • системность – предполагает наличие определенной иерархии норм;
  • властный характер – нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ. 

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части. 

Затем по юридической силе следуют:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • законы субъектов;
  • локальные акты.

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/istochniki-prava.html

Тема №3. Право: понятие, признаки, функции, источники. Система права

Какие источники права в нем представлены. Источники права: понятие, виды. Основные принципы и функции права

1. Понятие, признакии функции права.

2. Понятие и видыисточника права.

3. Нормативно-правовыеакты, как источник права.

1. Понятие и признаки и функции права

Правоэто системаустановленных или санкционированныхгосударством общеобязательных, формальноопределенных правил общего характера(норм), обеспеченных государственнойзащитой.

Признаки права:

· исходит отгосударства;

· охраняетсягосударством;

· являетсярегулятором общественных отношений;

· нормативность;

· общеобязательность;

· определенность(четкость, ясность);

· формализованность;

· системность;

· динамизм;

· не персонифицированность;

· властный характер.

Функции праваэто основныенаправления правового воздействия,отражающие его роль в упорядоченииобщественных отношений.

Выделяются следующиефункции права:

а) общие:

– экономическая –регулирование экономических отношений;

– политическая –регулирование политических отношений;

– воспитательная;

– коммуникативная– поддерживает связь между объектамии объектами государственного управления;

– экологическая;

б) специально-юридические:

– регулятивно-статистическая– воздействие на общественные отношенияпутем закрепления регулирующих их нормв соответствующих правовых институтах(право собственности, авторское правои т.д.);

– регулятивно-динамическая– непосредственное воздействие правана регулируемые им общественныеотношения;

– охранительная –охрана общественных отношений путемприменения специальных охранительныхнорм;

– оценочная – правовыступает критерием правомерности илинеправомерности поступков.

2. Понятие и виды источника права

Подисточникомправапонимаетсявнешняя форма выражения права, т.е.совокупность способов «документирования»государственной воли.

Виды источниковнорм права:

· нормативныеправовые акты;

· нормативныедоговоры;

· правовые обычаи;

· правовые (судебные)прецеденты.

Нормативныйправовой актэтописьменный документ соответствующегогосударственного органа, устанавливающий,изменяющий или отменяющий нормы права,содержащие правила общего поведения.

Юридический(судебный) прецедент– это судебное или административноерешение по конкретному делу, которомупридается сила нормы права и которымруководствуются при решении схожихдел. В российском праве этот вид источникане распространен, он играет большуюроль в праве Великобритании, США, Канады.

Нормативныйдоговор –соглашение между правотворческимисубъектами, в результате котороговозникают новые нормы права. Например,Федеративный договор РоссийскойФедерации (1992).

3. Нормативно-правовые акты как источник права

Видынормативно-правовых актов

В РоссийскойФедерации существует довольно сложнаясистема нормативно-правовых актов.Системе законодательства любогогосударства свойственно деление назаконы и подзаконные акты.

Законэтонормативный правовой акт, обладающейвысшей юридической силой, принятый встрого определенном порядке, устанавливающийосновные нормы всех отраслей права ирегулирующий наиболее важные общественныеотношения. По предметам ведения РоссийскойФедерацией принимаются федеральныеконституционные законы и федеральныезаконы, имеющие прямое действие на всейтерритории страны.

Законы подлежатофициальному опубликованию.

Официальнымопубликованием федеральногоконституционного закона, федеральногозакона, акта палаты Федерального Собранияв соответствии с частью 1 статьи 4Федеральногозакона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ«О порядке опубликования и вступленияв силу Федеральных конституционныхзаконов, Федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания» считаетсяпервая публикация его полного текстав «Парламентской газете», «Российскойгазете», или «Собрании законодательстваРоссийской Федерации». Неопубликованныезаконы не применяются.

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы. Если международнымдоговором Российской Федерацииустановлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.

Классификациязаконовможет проводиться по различным основаниям:

· по их юридическойсиле (Основной закон, федеральныеконституционные, федеральные (обычные);

· по субъектамзаконотворчества (принятые в результатереферендума или органом соответствующейгосударственной власти);

· по сфере действия(федеральные и субъектов федерации);

· по отраслевойпринадлежности;

· по внешней формевыражения (конституция, кодекс, устав,закон и т.п.);

· по сроку (времени)действия (постоянные и относительно-ограниченные);

· по кругу лиц(граждане, иностранные граждане, лицабез гражданства и т.п.);

· по временивступления в силу (немедленно, со дня,указанного в законе, по истеченииустановленного срока в порядке общейпроцедуры законотворчества).

Подзаконныенормативно-правовые актыодна изразновидностей правовых актов, издаваемыхв соответствии с законом, на основезакона, во исполнение его, для конкретизациизаконодательных предписаний, или ихтолкования, или установления первичныхнорм.

В зависимости отположения органов, издающих подзаконныеакты, их компетенции, а также характераи назначения самих актов, подзаконныеакты делятся на несколько видов. Ведущееместо среди подзаконных актов принадлежитуказам Президента, постановлениямПравительства. Министры издают приказыи инструкции; местные органы власти иуправления принимают решения ираспоряжения.

КонституционныйСуд Российской Федерации в ряде своихрешений признал возможность регулированияуказами Президента Российской Федерациитех отношений, которые должны регулироватьсязаконом, но только в тех случаях, когдазакон по каким-либо причинам не принимаетсяи есть потребность преодолеть имеющийсяв законодательстве пробел. Такой указдействует до принятия соответствующегозакона.

Все нормативныеакты имеют временные, территориальныепределы своего действия и распространяютсяна определенный круг лиц.

1. Действиенормативного акта во времени обусловленорядом обстоятельств:

Моментначала действиянормативных актов определяет­сяследующими правилами:

– еслив нормативном акте указано время началадействия нормативного акта, то с этогоуказанного времени он и всту­пает всилу;

– еслив нормативном акте начало действия неопреде­лено, то вступают в силу общиеправила для данного вида нормативныхактов, установленные законом или инымак­том.

Законы РФ вступаютв силу через десять дней после ихопубликования. Законы о поправках кКонституции вступают в силу со дня ихопубликования.

Нормативныеакты Президента РФ вступают в силуодновременно на всей территории РФ поистечении 7 дней после их первогоофициального опублико­вания

Иныеакты Президента РФ, в том числе акты,содержащие государственную тайну илисведения конфиденциального ха­рактера,вступают в силу со дня их подписания.

Акты ПравительстваРФ, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина,устанавливающие пра­вовой статусфедеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций, вступаютв силу через 7 дней после их опубликования.

Иныеакты Правительства, в том числе акты,содержащие государственную тайну иликонфиденциальные сведения, вступают всилу со дня их подписания.

Нормативные актыфедеральных органов исполнитель­нойвласти (министерств, комитетов, служби т. д.) межве­домственного характера,а также затрагивающие права и обя­занностиграждан после регистрации в Министерствеюсти­ции РФ должны быть опубликованыи вступают в силу через 10 дней после ихопубликования на всей территории РФод­новременно.

Контрольнад правильностью и своевременностьюопубли­кования нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительнейвласти осуществляет Министерствоюстиции РФ.

Особыйпорядок вступления в силу предусмотрендля на­логового законодательства.Федеральное законодательство о налогахвступает в силу по истечении месяца содня его офи­циального опубликования.Федеральные законы, вносящие измененияв Налоговый кодекс РФ, вступают в силуне ранее 1 января, следующего за годомих принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативныеакты Федерального таможенного комитетаРФ вступают в силу по истечении 30 днейпосле их опубликования. Акты, устанавливающиеболее льготные правила, могут вступатьв силу и в более короткие сроки.

Порядоквступления в силу актов субъектовфедерации определяется самими субъектамив их уставах и в других нор­мативныхактах. Например, законы Свердловскойобласти вступают в силу через 7 дней, аИркутской — через 10 дней после ихопубликования, если иной порядок неустановлен законом.

Акты, не подлежащиеопубликованию, рассылаемые на места,вступают в силу с момента их полученияадресатом.

Действие нормативныхактов прекращается:

– в случае прямойотмены;

– по истечениисрока, на который принят нормативныйакт;

– в случае принятиянового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.

Сдействием нормативных актов во временисвязаны воп­росы их обратной силы ипереживания. Здесь действует общееправило, закрепленное, в частности, вКонституции РФ (ст. 54): закон,устанавливающийили отягчающий ответствен­ность,обратнойсилы не имеет.

Этоозначает, что закон не рас­пространяетсяна факты, которые имели место до вступленияего в силу. Из этого правила имеютсяисключения: обратную силу имеют законы,смягчающие и отменяющие юридическуюответственность, а также законы, вкоторых прямо об этом сказано.

Обратнуюсилу могут иметь законы, отменяющиена­логи или снижающие размеры ставокналогов (сборов), если это прямопредусмотрено в законе (ст. 5Налоговый Кодекс РФ).

Переживаниезакона —это применение отмененного, уже недействующего в момент применения законак фактам, ко­торые были в момент егодействия. Например, к преступле­ниямприменяется, как правило, закон временисовершения преступления, если новыйзакон не смягчает ответственность.

Действиенормативного акта в пространствеопределяется территорией, на которуюраспространяются властные полномочияоргана, его издавшего.

Действиенормативного акта по кругу лиц: натерритории Российской Федерации актыдействуют в отношении всех ее граждан,государственных органов, общественныхорганизаций, иностранцев, лиц безгражданства. Вместе с тем существуютспециальные нормативные акты,распространяющиеся только на отдельныекатегории граждан и должностных лиц.

Вопросы и заданияпо теме:

1. Соотношениеправа и иных социальных норм.

4. Дайте определениепредмета и метода правового регулирования

1. Что такое источникправа?

2. Как соотносятсяпонятия “право” и “закон”?

3. Что означаетобратная сила закона?

4. Нормативно-правовыеакты как источник права.

Правовые акты илитература:

1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

2. Зивс С.Л. Источникиправа. М., 1981.

Источник: https://studfile.net/preview/3559856/page:6/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.