Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

Содержание

Как решить проблему долгов по госконтрактам

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

С тех пор, как вступила в силу норма об ответственности чиновников за несвоевременную оплату государственных и муниципальных контрактов, прошел год.

Серьезные административные штрафы действительно позволили сдвинуть проблему бюджетных долгов с мертвой точки. Теперь предпринимателю достаточно пожаловаться на конкретную невыплату в антимонопольную службу.

И чаще всего заказчики, опасаясь финансовых санкций, оперативно рассчитываются с подрядчиками.

Однако свести государственные и муниципальные долги к нулю без дополнительных законодательных мер не получится, уверены эксперты.

Так, заказчики и подрядчики находятся в неравном положении, когда дело доходит до суда, поскольку органы власти не несут расходов по оплате пошлин. В результате недобросовестные чиновники нередко обращаются к Фемиде, только чтобы отсрочить оплату контрактов.

Насколько актуальна проблема бюджетных долгов в СЗФО, что еще необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию, выясняла корреспондент “Российской газеты”.

Живите по средствам

Новая статья Кодекса РФ об административных правонарушениях 7.32.5, вступившая в силу в августе прошлого года, позволяет антимонопольной службе штрафовать должностных лиц на 30-50 тысяч рублей. Повторное нарушение карается дисквалификацией на срок от одного года до двух лет.

Суд дал согласие на арест главного аудитора госконтрактов Минобороны

В Псковской области по новым правилам оштрафовали двух чиновников. В первом случае в УФАС обратился предприниматель, выигравший аукцион администрации Стругокрасненского района. Он исполнил муниципальный контракт в августе 2017-го, но к концу года так и не получил деньги.

Муниципалитет пытался оправдать свое промедление более “важными” статьями расходов – зарплатой служащим, выборами депутатов, затратами на содержание администрации и так далее.

Однако и прокуратура, и УФАС, и суд посчитали, что вначале чиновники должны были рассчитаться с долгами.

В январе текущего года ответственного муниципального служащего оштрафовали на 30 тысяч рублей и понудили к оплате работ.

Во втором случае госконтракт предусматривал аванс подрядчику. Чиновнику, не перечислившему вовремя эти деньги предпринимателю, тоже пришлось заплатить крупный штраф.

Жалоб со стороны субъектов бизнеса было, конечно, гораздо больше.

Сейчас в работе у сотрудников УФАС находятся шесть обращений, связанных с несвоевременной оплатой государственных и муниципальных контрактов.

Но как только специалисты начинают рассматривать эти дела, отправляют запросы заказчикам, в бюджетах моментально находятся деньги на оплату контрактов. В результате штрафные санкции не применяются.

– В целом тенденцию я бы назвала позитивной, – комментирует ситуацию заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы псковского УФАС Наталья Юркина. – Ведь наша конечная цель – не оштрафовать как можно больше чиновников, а сократить задолженность органов власти перед подрядчиками.

Раньше у нас практически не было механизмов воздействия на недобросовестных бюджетных заказчиков. Чиновники могли планировать свои расходы так, как это было удобно им, не задумываясь об убытках, которые несут предприниматели.

Сейчас, с одной стороны, угроза уплаты солидного штрафа заставляет заказчиков сразу же рассчитываться с долгами, если в ситуацию вмешивается антимонопольный орган. То есть подрядчик, обратившись в УФАС, может довольно быстро получить свои деньги.

С другой стороны, новая статья, я надеюсь, заставит представителей органов власти пересмотреть свои планы в области закупок, жить по средствам.

Больничные долги

В Новгородской области возбудили шесть административных дел по статье 7.32.5. Сразу три крупных штрафа придется заплатить заместителю главы Боровичского района, еще три – директорам муниципальных учреждений.

От банков для участия в госконтрактах потребуют 300 млн рублей капитала

При этом подавляющую часть всех бюджетных долгов Новгородчины накопили больницы, поликлиники и другие учреждения здравоохранения.

Они не выплатили подрядчикам 357 миллионов рублей, тогда как общая сумма недоимки составляет 492 миллиона. И решить проблему “больничных долгов” поправки в КоАП РФ не помогут.

Ведь в большинстве случаев главврачи не рассчитывались с подрядчиками не по своей вине, а из-за недофинансирования больниц и поликлиник.

– Новгородские учреждения здравоохранения работают в условиях трехканальной системы финансирования, – поясняет исполняющая обязанности заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Дарья Борычева.

– Небольшую часть средств, меньше десяти процентов от всех доходов, больницы получают из регионального бюджета. Другую часть средств, тоже небольшую, зарабатывают сами, оказывая платные услуги. А основным источником финансирования являются поступления из территориального Фонда обязательного медицинского страхования.

Их размер зависит от количества медицинских услуг, оказанных гражданам по полисам ОМС.

Впрочем, списывать огромные “больничные долги” только на стечение обстоятельств и нежелание новгородцев обращаться к врачам не стоит. Поддержка учреждений здравоохранения со стороны регионального бюджета, как предполагают в прокуратуре, могла бы быть более ощутимой. Особенно это касается больниц и поликлиник, расположенных в малонаселенных районах региона.

Занизили нормативы

Есть и еще один важный момент. Представители надзорного ведомства выяснили, что новгородские власти из года в год занижают нормативы финансирования медицинских услуг. Ежегодно правительство РФ утверждает федеральную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На ее основе региональные власти принимают территориальные программы.

Правительство ужесточило требование по госконтрактам к банкам

Региональные нормативы не могут отличаться от федеральных в меньшую сторону. Однако в Новгородской области эти показатели занизили сразу по 12 пунктам.

К примеру, в случае лечения гражданина в условиях дневного стационара на одно обращение региональные чиновники отвели в 2018 году 5,1 тысячи рублей.

Федеральная программа государ-ственных гарантий предусматривает на эти цели не менее 12,9 тысячи рублей.

– В апреле 2018 года прокуратура обратилась к губернатору региона, предложив принять дополнительные меры по стабилизации финансовой устойчивости медицин-ских учреждений, – продолжает Дарья Борычева. – Сейчас министерство здравоохранения области разработало план мероприятий.

Предполагается, что долг больниц и поликлиник будет ежемесячно сокращаться на 30-50 миллионов рублей за счет оптимизации их расходов. Мы также обращались в Новгород-ский областной суд, потребовав привести территориальную программу в соответствие с федеральным документом, и наши требования удовлетворили в полном объеме.

Однако правительство региона, к сожалению, пытается оспорить решение областного суда в апелляционной инстанции.

Перед судом все равны

В Калининградской области бюджетный долг снизился за последние полтора года с 500 миллионов до 214 миллионов рублей. По мнению регионального бизнес-омбудсмена Георгия Дыханова, отчасти это произошло благодаря новым штрафам, отчасти – более активной позиции региональных властей и контрольно-надзорных органов.

Бизнес РФ получит онлайн-кабинеты для работы с госконтролем

– Теперь главное – не останавливать законодательную работу, – подчеркивает Георгий Дыханов. – Необходимо сделать так, чтобы чиновники, сформировавшие долги, несли персональную ответственность перед предпринимателями. Приведу конкретный пример.

Калининград-ская строительная компания, которая возвела в регионе физкультурно-оздоровительный комплекс, детский сад, очистные сооружения и еще несколько важных объектов, сейчас находится в банкротном состоянии из-за не оплаченных вовремя бюджетных контрактов.

Даже если чиновники, спровоцировавшие кризис, заплатят в бюджет штрафы, предпринимателю это не поможет.

Чтобы ввести персональную ответственность заказчика перед подрядчиком, потребуется целый комплекс по-правок в федеральные нормативно-правовые акты. На эту законодательную работу уйдут годы. Но есть и реформы, которые дадут быстрый позитивный эффект и которые можно провести достаточно оперативно. Речь идет, к примеру, о равных правах предпринимателей и чиновников в глазах суда.

– Государственный или муниципальный орган власти не должен платить пошлину, чтобы инициировать судебное разбирательство с подрядчиком, – продолжает Георгий Дыханов. – Чиновники этим активно пользуются и обращаются в суд с различными претензиями, чтобы оттянуть оплату контракта.

Даже если суд в итоге признает претензию необоснованной, заказчик никакой ответ-ственности не понесет. А предприниматель все время, что длится разбирательство, будет сидеть без денег.

Как мне кажется, судебные процедуры должны быть платными и для органов власти, и для предпринимателей. И те, и другие в данной ситуации выступают как стороны хозяй-ственной деятельности.

Чтобы бюджет выделил деньги на оплату пошлины, чиновникам придется обосновывать необходимость обращения в суд. А затем нести ответственность, если трата бюджетных средств окажется неэффективной.

Источник: https://rg.ru/2018/09/04/reg-szfo/kak-reshit-problemu-dolgov-po-goskontraktam.html

Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ – что делать поставщику

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

Иногда случается так, что государственные заказчики, которые казалось бы должны быть образцом добросовестности, задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят. Они мотивируют это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами.

Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат.

Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.

Претензия заказчику

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.

Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными.

Впоследствии их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде. Поэтому претензию нужно составлять в письменной форме. 

В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований. При этом желательно указывать конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком. Пропишите сумму, подлежащую к оплате.

Обязательно указывается максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение. Чаще он оговаривается заранее и фиксируется в государственном контракте.

Если этого сделано не было, то выбирается интервал от 10 до 30 дней.

В претензии поставщику рекомендуется расписать все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта. При этом приведите ссылки на 44-ФЗ, а также Административный Кодекс.

К слову, согласно последним поправкам в КоАП размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое.

Это должно стимулировать организаторов закупок своевременно исполнять свои обязательства. 

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью. 

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Обращение в органы внутреннего финансового контроля

Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Чаще в роли контролеров выступают Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и так далее.

Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная». Обращение можно оставить и там.

В тексте жалобы укажите полные реквизиты вашей организации и заказчика. Обязательно укажите обратный адрес, на который вам будет отправлен ответ на обращение. Детально изложите суть претензий, приложите все подтверждающие документы.

Ответ на обращение вы должны получить в тридцатидневный срок. Эта норма установлена 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.

Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей

Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.

Жалобу на уклонение от исполения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы. 

Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.

Обращение в общественные организации

Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.

Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.

Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.

Обращение в прокуратуру

Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.

Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.

Обращение в суд

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика.

Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику.

К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/248-zakazchik-ne-platit

Если заказчик по 44-ФЗ не принимает и не оплачивает контракт | Контур.Закупки

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

Поставщик исполнил свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с законом 44-ФЗ. Однако заказчик не подписывает документы о приемке и не торопится производить оплату. Какие механизмы доступны исполнителю контракта для того, чтобы повлиять на заказчика?

Заказчик не закрывает сделку

Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи. Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.

44-ФЗ строго регламентирует порядок приемки, в том числе и сроки. На практике же можно столкнуться с тем, что по какой-то причине заказчик не подписывает документы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Пример. Исполнитель оказывал заказчику услуги по обработке помещений. По условиям контракта он должен был уведомлять заказчика по e-mail или в письменной форме о предстоящей обработке. Однако на одном из объектов поставщик провел обработку без такого уведомления. В результате заказчик посчитал, что работа не была произведена, и отказался ее принимать.

Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать — связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке.

Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги.

Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.

Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения. Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет.

В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию. То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях.

Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.

Если заказчик не идет на контакт

Самый лучший и безболезненный вариант — выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать документ о приемке. В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней. За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию.

Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств.

И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки»).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/esli-zakazchik-po-44-fz-ne-prinimaet-i-ne-oplachivaet-kontrakt/

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

Оплата обязательств по госконтракту — это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Судебные органы

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/chto-delat-esli-zakazchik-ne-platit-po-goskontraktu

Работа сделана – заказчик не платит. Инструкция по работе с должником

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно
Фото с сайта ipc.arbitr.ru

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Юлия Князь
Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

Алгоритм работы с должником

Да, можно звонить своему должнику, встречаться. Пробовать договориться. Но часто это малоэффективно. Расскажу об основных действиях по взысканию долга. Разумеется, если вам вернут средства на первоначальных этапах, то последующие выполнять не надо:

1. Постараться подписать у должника акт сверки-расчета, который будет являться подтверждением задолженности.

Постараться подписать акт выполненных работ.

2. Направить письменную претензию с просьбой произвести расчет. Она составляется в свободной форме. В претензии необходимо:

  • Указать, что в случае неоплаты будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке, установленной законодательством (размер процентов определяется ставкой рефинансирования). Или — в размере, определенном вашим договором (обратите на это внимание при его составлении)
  • Отметить, что другие издержки по взысканию долга (расходы на оплату государственной пошлины, юридическую помощь) будут также взысканы с должника

3. Определиться, что делать дальше: идти к нотариусу и ставить исполнительную надпись/обращаться в экономический суд.

Исполнительная надпись – это документ о взыскании долга, который выдает нотариус, и который подлежит исполнению — по аналогии постановлением суда. Это самый быстрый способ взыскания долга. Ее можно получить, обратившись к нотариусу, если у вас есть:

  • Подписанный двумя сторонами договор
  • Акт выполненных работ
  • Акт сверки расчетов
  • Ответ на претензию, в котором должник признает сумму долга

Если на руках есть не все документы, нужно обращаться в экономический суд и начинать возбуждение искового либо приказного производства.

4. Исковое или приказное производство: в чем разница

В случае приказного производства необходимо подавать заявление о возбуждении приказного производства, приложив документы, подтверждающие задолженность: копии договора, актов, а также почтовые квитанции, по которым видно, что должнику были отправлены претензии.

Фото с сайта benl.ebay.be

За взысканием долга в приказном производстве следует обращаться, если на руках: только договор, акт и направленная претензия без ответа. Либо ответ на претензию, в котором сумма долга признается частично.

Заявление рассматривается без проведения судебных заседаний и участия в них сторон. Срок рассмотрения дела: не более 20 дней.

В случае искового производства подается исковое заявление, и к нему прилагаются аналогичные документы. К нему следует обращаться, если должник:

  • Заявляет, что будет оспаривать суммы долга
  • Он не подписал акты
  • Его не устраивает качество выполненной работы (оказанной услуги)

Необходимо будет доказывать в суде, что должник обязан оплатить вашу работу (услугу). Проводятся судебные заседания, в которых принимают участие обе стороны.

Срок рассмотрения дела: не более 2 месяцев

За принятие заявления и иска к рассмотрению надо оплатить государственную пошлину.

Минимальная ставка пошлины в приказном производстве составляет 2 базовые величины (сейчас это 21 рубль), если сумма долга менее 100 базовых величин. Максимальная — 7 базовых величин.

В исковом производстве расчет госпошлины несколько сложнее и ее размер больше. Минимальная ставка в исковом производстве — 25 базовых величин, если сумма долга менее 100 базовых величин. Если выше, максимальная ставка определяется в соотношении 1% или 5% от суммы задолженности.

На что обратить внимание на этапе заключения договора

Если процедура взыскания долга дошла до суда, может выясниться, что в договоре на оказание услуг допущены нарушения.

Фото с сайта eurotdelka.ru

Например:

  • Четко не определен его предмет — какая работа должна выполняться
  • Не указан точный срок выполнения работы
  • Не указана цена за работу или другие условия в зависимости от категории договора

В этом случае должник может воспользоваться ситуацией и оспорить заключение договора. Чтобы получить деньги за выполненные услуги, необходимо будет повторно обращаться в суд. И взыскивать долг не по договору — а как сумму неосновательного обогащения.

Приведу пример. На практике я столкнулась с ситуацией, когда между сторонами был подписан договор подряда. По его условиям, предприниматель выполнил оговоренный объем работ. Однако когда наступило время для расчетов, вторая сторона уклонилась от того, чтобы подписывать акты выполненных работ. На претензии не отвечала.

А поскольку актов выполненных работ не было, предприниматель был вынужден обращаться в исковом порядке в экономический суд. В ходе судебного спора должник указал, что условия договора подряда не согласованы: не были определены объемы и стоимость работ.

Так как документ был составлен некорректно, суд признал такой договор незаключенным и отказал во взыскании суммы.

После чего предпринимателю, который оказал услугу, пришлось повторно обращаться в суд с новыми требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения. И доказывать, какой объем работы он выполнил и что она была надлежащего качества. Это потребовало привлечения экспертов, т.е. дополнительных расходов.

Вывод: нужно помнить, что каждый шаг в бизнесе должен быть продуман, начиная с заключения договора и оформления документов по выполнению работы.

Источник: https://probusiness.io/law/2601-rabota-sdelana-zakazchik-ne-platit-prostaya-instrukciya-po-rabote-s-dolzhnikom.html

Заказчик не оплачивает выполненную работу по 44-ФЗ | Адвокат Мугин Александр

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

Сегодня нередки ситуации, когда выполненные подрядчиком работы, в силу различных причин не оплачиваются заказчиком. Также, нередко такое происходит, когда выполняются заказы по 44-ФЗ для муниципальных либо государственных потребностей. Такие действия могут мотивироваться отсутствием финансирования или недостаточным его объемом.

Понятно, что ситуации могут быть довольно разнообразные и предлоги для задержки или нежелания оплачивать выполненные работы также могут быть разные. Наниматель может объяснять отказ отсутствием исполнительных актов, отсутствием денежных средств или же ссылаться на какие-нибудь нарушения в договоре от подрядчика.

Данная статья призвана разобраться, что делать если заказчик не платит по 44-ФЗ, когда работа по договору строительного подряда была выполнена качественно или же его претензии ничем, не объясняются.

Как вести себя, когда заказчик не оплачивает работу

Гражданский кодекс РФ содержит статью 746, которая обязует заказчика выплачивать денежные средства за произведенные подрядчиком работы в сроки, оговоренные в договоре строительного подряда или установленные законом.

Если никаких указаний по этому поводу в законе либо договоре не имеется, расчет за выполненные работы происходит руководствуясь 711 статьей ГК. Значит, если услуги не обеспечились предоплатой, после сдачи выполненной работы заказчик в обязательном порядке должен совершить расчет в оговоренном объеме.

Однако, стоит учитывать такой нюанс как то, что обязанность по оплате наступает, если выполненная работа была надлежащего качества, сделана строго в срок или по согласию с заказчиком досрочно.

Вопросы о преждевременной сдаче выполненной работы и какие права имеет заказчик будут мной рассмотрены в последующих статьях.

Если заказчик по каким-то причинам не желает подписывать акт о выполнении работ, я, в одной из своих предыдущих статей, описывал алгоритм действий на такой случай. Получается, когда заказчику нечем обосновать отказ подписывать акты выполненных работ, целесообразно в одностороннем порядке оформить акт, по которому будет считаться, что работа была сдана.

Разберем ситуацию, когда результат выполненной работы был вручен заказчику и об это был оформлен соответствующий акт

Когда заказчик не желает оплачивать сделанную работу в оговоренное по договору время, уговаривает подождать еще какое-то время, обещает привлечь к другой работе, невзирая на хорошие отношения, лучше не терять время. Можно взывать к его совести, однако жизненный опыт говорит, что такой способ является неэффективным.

Таким образом, по отказу заказчиком от оплаты выполненной работы, следует составить в письменном виде претензию и отправить ее должнику. Это позволит убить двух зайцев сразу.

Первое, когда такая претензия будет вручена заказчику, он должен как-то отреагировать на нее. Следовательно, у подрядчика будут обещания в письменном виде о сроках, в которые должник обязуется совершить оплату. От такого документа отказаться будет гораздо сложнее, чем от слов.

Второе – после вручения начинается отчет времени, в которое претензия должна быть рассмотрена. Если дело примет оборот, когда долг придется взыскивать через суд, ожидать истечения срока ответа не придется.

В конечном счете, направление претензии еще не заявление в судебную инстанцию, а всего лишь стремление урегулировать вопрос миром. От отправки и получения претензии ни с первым, ни со вторым ничего не случится.

Составление претензии и ее шаблон можно увидеть в предыдущих публикациях.

Наряду с этим следует обратить внимание на то, что подрядчик может не начинать работу, а та, что в процессе остановить, если заказчик сам нарушает условия договора подряда. Это прописано в 719 статье ГК РФ.

Обязательное уведомление об остановке работ данной статьей не предусматривается. Однако, чтобы не было никаких недоразумений в виде взысканий по каким-нибудь ущербам, будет лучше сообщить об этом заказчику.

Естественно, подрядчик должен иметь доказательства этого извещения об остановке работ.

В любом варианте только подрядчик определяет положение, когда он понимает, что заказчик не намерен, не может либо же просто затягивает выплаты за выполненную работу.

Когда подобное становится ясно, у подрядчика есть выбор – простить задолженность или же стать на защиту своих интересов и пытаться истребовать задолженность через суд. Имеются, конечно, такие способы как обращение к сомнительным личностям явно криминальной направленности, но это отдельная история.

Когда необходимость обращаться в судебный орган стоит остро и правота на стороне подрядчика, нужно приготовить необходимые для этого документы. Сделать это можно самостоятельно, но есть большой риск совершить ошибку, которая будет дорого стоить.

Однако, лучше в таком деле довериться квалифицированному адвокату, который специализируется по арбитражным спорам. Невзирая, что споров по строительным вопросам великое множество, я их делю на несколько групп.

И по каждой из них уже сложилась стойкая практика. Имея представление какого рода доказательства интересны судье, вполне можно судить о перспективе тог или иного дела.

Если нужно, нужные доказательства можно и собрать.

Могу привести пример, когда в прошлом году обратился человек, которому заказчик задолжал 30 млн. рублей и он целый год пытался с ним договориться о погашении. Сообразив, что заказчик сам оплачивать задолженность не собирается, клиент решил добиваться этого через суд.

Но, за день до того, как исковое заявление должно было податься, Арбитражный московский суд в отношении его ввел процедуру наблюдения. Пришлось заявлять, чтобы включили в реестр требований кредиторов.

Такие требования можно подавать в любой день, на суммы, которые значительно превышают долг перед клиентом.

Неразбериха с управляющими затянула дело о банкротстве почти на год, в такой же стадии оно находится и сейчас.

Следующие статьи я буду посвящать разным нюансам в строительных спорах, какова на сегодняшний день судебная практика по многим вопросам, среди которых: обязан ли заказчик оплачивать сделанную работу при условии, что никакие акты не им подписывались; когда договор стройподряда выполненных работ считают недействительным или, не подписывался вообще и множество других вопросов.

Подписывайтесь на меня в соцсетях

https://www.instagram.com/advokatmugin/

https://.com/advokatmugin

https://www..com/c/АлександрМугин

https://www..com/advokatmugin/

Этот телефон должен быть в твоей записной книжке 8 906 767 45 66

Также вам могут быть интересны следующие статьи:

Заказчик отказывается принимать работу

Претензия заказчику по договору строительного подряда

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/zakazchik-ne-oplatil-vypolnennuyu-rabotu-po-44-fz/

Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ: что делать поставщику 2020 г

Госучреждения не платят заказчику по госконтракту. Заказчик не платит по договору. Что делать? Почему это важно

1. Претензия заказчику
2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля
3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей
4. Обращение в общественные организации
5. Обращение в прокуратуру
6.

Обращение в суд
7. инструкция “Не заплатили по госконтракту, что делать?”

   Государственные заказчики иногда задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят, мотивируя это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами.

Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат.

Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

1. Претензия заказчику

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.

Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии.

Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.

В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований:

указываем конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком;

прописываем сумму, подлежащую к оплате;

указываем максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение (желательно его заранее зафиксировать в государственном контракте), либо выбираем интервал от 10 до 30 дней;

расписываем все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта, делая ссылки на соответствующие статьи 44-ФЗ и КоАП (где размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое).

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля

Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Обычно это ФК, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.

Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная», обращение можно оставить и там.

В тексте жалобы указываем полные реквизиты сторон договора, обратный адрес, на который будет отправлен ответ на обращение. Детально излагаем суть претензий, приложив подтверждающие документы.

Ответ на обращение должен прийти в тридцатидневный срок, согласно 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.
  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей

Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.

Жалобу на уклонение от исполнения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.

Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.

4. Обращение в общественные организации

Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.

Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.

Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

5. Обращение в прокуратуру

Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.

Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.

6. Обращение в суд

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика.

Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику.

К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

         Для вас – самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

Заключить контракт с авансированием

7. инструкция “Не заплатили по госконтракту, что делать?”

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakazchik-ne-platit-po-kontraktu-44-fz-chto-delat-postavshchiku/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.