Двусторонний характер процесса обучения и его целостность. Двусторонний и личностный характер обучения

Двусторонний характер процесса обучения

Двусторонний характер процесса обучения и его целостность. Двусторонний и личностный характер обучения

Определение 1

Обучение представляет собой вид деятельности, в которой участвуют два основных компонента: педагог и ученик. Процесс обучения предполагает взаимодействие двух этих компонентов. Педагог играет главную роль в процессе преподавания, а ученик играет ведущую роль в процессе обучения. Взаимодействие между педагогом и учеников может быть:

  • непосредственным
  • опосредованным

Под непосредственным взаимодействием подразумевается, что педагог и учащиеся вместе выполняют задачи процесса обучения. Под опосредованным взаимодействием подразумевается, что ученик выполняет самостоятельно задачи, поставленные перед ним педагогом ранее.

Процесс обучения состоят из следующих основных компонентов:

  • целевой компонент
  • стимулирующее-мотивационный компонент
  • содержательный компонент
  • операционно-деятельный компонент
  • контрольно-регулятивный компонент
  • оценочно-результативный компонент

Под целевым компонентом понимается то, что как преподаватель, так и ученики должны четко понимать цели и задачи изучения дисциплины.

Для того чтобы этот компонент процесса обучения был реализован необходимо, чтобы педагог сумел четко обозначить и объяснить цели и задачи ученикам.

Кроме-того на реализацию целевого компонента влияет и прочность усвоения предыдущего материала учениками. Соблюдая эти условия можно добиться реализации целевого компонента процесса обучения.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Стимулирующее-мотивационный компонент предполагает усиление мотива обучения. Педагог, реализуя это принцип, побуждает познавательный интерес и чувство ответственности у своих учеников.

Учебная программа, учебный план и учебники определяют суть содержательного компонента процесса обучения. обучения должно соответствовать нормам современной жизни, научному процессу, интересам учеников.

Контрольно-регулятивный компонент предполагает получение учителем информации об успешности усвоения знаний учащимися.

Обучая детей новому материалу, учитель должен систематически прибегать к методам контроля для того, чтобы вовремя сориентироваться относительно качества усвоения материала учениками, вовремя переменить методику или обратить внимание на материал, который усваивается затруднительно.

Оценочно-результативный компонент реализовывается в конце обучения учащихся.

Роль учителя в процессе обучения

В процессе обучения руководящая роль предоставлена учителю. В список его основных задач входит управление познавательной деятельностью учащихся. Деятельность учителя в процессе обучения предполагает:

  • планирование
  • организацию
  • стимулирование
  • контроль
  • регулирование
  • анализ и оценка

Планирование в деятельности педагога заключается в составлении календарно-тематических и поурочных планов. При выполнении этой работы педагоги прибегают к использованию методических пособий по предметам. На начальном этапе совей педагогической карьеры учителя составляют довольно подробные тематические паны, туда они включают такие компоненты как:

  • цели и задачи урока
  • вопросы для опроса
  • новый материал
  • упражнения для закрепления
  • упражнения для повторения
  • домашнюю работу
  • необходимую литературу

Замечание 1

Позже приобретая некоторый педагогический опыт учитель уже не составляет столь подробных планов работы.

Процесс организации учебного процесса педагогом состоит из двух основных этапов:

  • подготовительного
  • исполнительного

На этапе подготовки педагог должен выбрать технические средства обучения, средства наглядности, раздаточный материал. На этапе исполнения долен реализовать то что он подготовил для своих учеников.

Реализовывая процесс организации, педагог должен определить задачи своего урока, сформировать условия который будут способствовать хорошему усвоению материала и отработке навыков и умений, проинструктировать ученика каким образом они должны выполнять задания, помочь им в ходе их выполнения если будут наблюдаться затруднения.

Помимо этого учитель должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть побуждать у учеников потребность в познавательной деятельности, ученик долен сам желать изучить тот или иной материал. Используя определённую методику, учитель должен стимулировать активность учащихся.

Большую роль в процессе работы учителя занимает контроль. При проведении контроля учитель может вовремя скорректировать и урегулировать процесс обучения.

Педагог осуществляет контроль наблюдая за работой учеников, задавая им вопросы по пройденному материалу, проведение проверочных и самостоятельных работ.

Благодаря контроля учитель может определить какое звено недостаточно сформировано, в этом случае он может изменить методику совей работы, уделить больше времени трудно осваиваемому материалу.

В завершении процесса обучении педагог проводит анализ и оценку результатов учеников. Учитель определяет, насколько хорошо дети усвоили пройдённый материал, как хорошо они могут его применять на практике.

Помимо теоретических знаний большую роль в процессе обучения играет и педагогический опыт. Достаточно часто практика может расходится с теорией. Чем опытнее педагог, тем проще ему ориентировать в неординарных и сложных ситуациях, находить альтернативные пути решения проблем.

Роль учащихся в процессе обучения

Замечание 2

Ученик занимает немаловажную роль в процессе обучения. Учение имеет цель, структуру, закономерности и функции. Цель учения заключается в познании, собирании и переработки новой информации, когда эти процессы осуществлены ученик овладевает знаниями, умениями и навыками.

Для ученика большое значение имеют мотивы его учебной деятельности. Для того чтоб процесс обучения состоялся у ученика должны быть сформированы мотивы и потребности. В процессе обучения у ученика возникает несколько потребностей в обучении, все эти потребности связаны между собой.

Всего существует три группы мотивов обучения:

  • непосредственно-побуждающие мотивы (основаны на эмоциях)
  • перспективно-побуждающие (основанные на осознании значимости учения)
  • интеллектуально-побуждающие (основаны на удовлетворении любопытства)

Для учеников важную роль играет самоконтроль в процессе обучения. Учащиеся учатся самоконтролю наблюдая за действиями учителя во время контроля. Так же не маловажен и взаимный контроль, когда ученики анализируют успешность усвоение знаний своими сверстниками.

Как видно из вышеизложенного обучение имеет двусторонний характер. Оно состоит из деятельности педагога и деятельности ученика. Эти два элемента находятся в постоянном взаимодействии.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/process_obucheniya/dvustoronniy_harakter_processa_obucheniya/

Двусторонний и личностный характер обучения

Двусторонний характер процесса обучения и его целостность. Двусторонний и личностный характер обучения

Двусторонний и личностный характер обучения.

Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение.

Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е.

осуществляет целостную педагогическую деятельность

Личностный характер обучения состоит в том, что

1) в процессе обучения происходит формирование личности;

2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности, как ученика, так и учителя.

ОБУЧЕНИЕ КАК СОТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами – смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смыслах:

1. Каждое научное понятие рассматривается на уроках как диалог различных логик, культур, способов понимания. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик, обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость, неполноту и в то же время глубинность. Именно в этом смысле и следует говорить о диалоге логик.

2. В ходе учебного диалога возникает особое общение между учащимся и учителем, в котором участники не просто проявляют те или иные грани античного, средневекового, современного мышления, но прежде всего нащупывают свой собственный взгляд на мир.

3. Учебный диалог адекватен современному диалогическому мышлению лишь тогда, когда столкновение культурных блоков постоянно сопрягается с внутренним диалогом мыслителя. Этот микродиалог протекает в форме особой внутренней речи, не тождественной речи внешней.

Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла породить учебный диалог, она должна выступить как его точка зрения, выношенная личная позиция, взрывающая привычный образ размышления ученика, стимулирующая детей к творчеству

. Чтобы обеспечить понимание излагаемого материала, педагог должен раскрыть не только значение элемента содержания образования, но и его смысл в контексте с другими элементами социального опыта.

Обучение, таким образом, является видом коммуникации, преподаватель и ученик выступают коммуникантами диалогического отношения «преподаватель – ученик».

Учитель должен учитывать, что каждый его ученик имеет свою «вненаходимую» позицию по отношению к учителю.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Приведем несколько определений «обучения».

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человек.

Другое определение:

Обучение – это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.

Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи новому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины.

Это были умения, связанные с удовлетворением самых насущных потребностей: в пище, одежде, жилище и передавались они методом, который в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям. )

Обучение – целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках и других учебных пособиях.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Типы противоречий обучения.

1 . Противоречие – основа развития.

Согласно теории познания диалектического материализма развитие есть борьба противоположных сил, например, чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, анализа и синтеза в познавательной деятельности человека.

Внутренние, существенные противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами. Проблема противоречивости процесса обучения – наиболее сложная и трудная в педагогике.

В процессе обучения нельзя полностью усвоить опыт человечества:

✓ потому что он включает такую совокупность знаний, которую невозможно усвоить одному человеку, если он даже учился бы в течение всей жизни;

✓ пока ученик учится, наука, техника, производство, культура развиваются, совершенствуются.

Поэтому по объему и глубине знания в опыте человечества всегда впереди тот, кто учится.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: https://psihdocs.ru/sushnoste-i-funkcii-obucheniya.html?page=9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.