Чрезвычайные ситуации на транспорте. Критерии чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при чс – Милитари Блог

Чрезвычайные ситуации на транспорте. Критерии чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует  на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария –опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Понятие «катастрофа» можно трактовать по-разному.

В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшие диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медпомощи, с другой стороны.

То есть при катастрофах, часто требуется применения других способов, методов и технологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения (привести примеры).

1.2. Классификация катастроф и чрезвычайных ситуаций

Классификация катастроф.

 I группа – Естественные (природные) катастрофы

—       Метеорологические: Бури (ураганы), морозы, засухи, пожары

—       Теллурические и тектонические: Извержения вулканов, землетрясения.

—       Топологические: Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.

—       Космические: Падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.

II группа – Искусственные (техногенные) катастрофы

—       Транспортные: Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.

—       Производственные: Механические, химические, радиационные, термические.

III группа – Специфические катастрофы

—       Войны

IV группа – Биолого-социальные катастрофы

—       эпидемии,

—       терроризм,

—       голод,

—       наркомания (токсикомания),

—       общественные беспорядки,

—       алкоголизм.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года введена следующая классификация ЧС.

Вид ЧСХарактерологические признаки
Количество пострадавших (чел)Размер материального ущербаЗона ЧС
ЛокальнаяНе более 10Не более 100 тыс. руб.Не выходит за пределы объекта
МуниципальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуници-пальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
РегиональнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейНе выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегион —альнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейЗатрагивает территорию двух и более субъектов РФ
ФедеральнаяСвыше 500 чел.Свыше 500 млн. руб.

Локальная ЧС – ликвидируется  силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

МуниципальнаяЧС ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.

Межмуниципальная ЧС – ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

РегиональнаяЧС – ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Межрегиональная ЧС – ликвидируется  силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС – ликвидируется  по решению Правительства РФ.

По числу пострадавших ЧС подразделяются на:

Вид ЧСЧисло пострадавшихНуждаются в госпитализации
Малая25 – 100 человек10 – 50 человек
Средние101 – 1000 человек51 – 250 человек
Большиесвыше 1000 человексвыше 250 человек

Для здравоохранения основным показателем или критерием, характеризующим ЧС, является количество пораженных. Так в США любой несчастный случай, на который диспетчер оправляет более трех автомобилей скорой помощи, считается потенциальной ЧС и приводится в действие мобилизационный резерв службы спасения.

1.3. Стадии (фазы) развития и поражающие факторы ЧС, критерии и медико-санитарные последствия ЧС

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии ЧС выделяют четыре стадии (фазы) развития.

1.Стадия зарожденияЧС. В ней происходит накопление отклонений от нормального состояния, создаются предпосылки для возникновения ЧС (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Она может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия. Установить момент начала стадии зарождения трудно.

2. Стадияинициированияили начала чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

В развитии данной стадии очень часто присутствует человеческий фактор: статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны именно с человеческим фактором.

Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов.

3.

Стадия кульминации процесса чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих наибольшее негативное, неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4. Стадиязатухания (локализация ЧС, устранение действия его остаточных факторов). Она длится до полной ликвидации прямых и косвенных последствий ЧС.

Эта фаза хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности  – ликвидации ЧС. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы.

Продолжительность этой стадии может составлять годы, десятилетия.

В качестве примера можно рассмотреть следующую последовательность событий:

  1. стадия зарождения ЧС – наступление пожароопасного периода в лесу;
  2. стадия инициирования ЧС – оставленный не затушенным костер;
  3. стадия кульминации ЧС – лесной пожар;
  4. стадия затухания – начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации. Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 261 от 1992г. критериями ЧС является:

  1. число поражённых – 10  и более;
  2. число погибших – 2-4 и более;
  3. увеличение среднестатистической заболеваемости в 3 раза;
  4. увеличение среднестатистической смертности при эпидемии в 3 раза;
  5. возникновение одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний,
  6. возникновение одновременно 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией,
  7. возникновение одновременно 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду  могут воздействовать следующие поражающие факторы:

—       динамический (механический) –  приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.

—       термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)

—       радиационный –  приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь. 

—       химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).

—       биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям). 

—       психоэмоциональный (психотравмирующий) – приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций (ступор, страх, истерия), до стойких нервно-психических заболеваний (депрессия, психоз) требующих длительной госпитализации и лечения. Подобные явления наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе и Иванове и до 64% – при землетрясениях. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

Опасные и вредные факторы ЧС, воздействуя на население, конкретную территорию с расположенными на ней сооружениями, флорой и фауной образуют очаг поражения.

Классификация очагов поражения:

—       простой – очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора;

—       сложный – очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, пожар, разгерметизация емкостей с химически-опасными веществами).

Источник: https://dubki-nk.ru/istoriya/chrezvychajnye-situatsii-opredelenie-klassifikatsiya-i-printsipy-zashhity-naseleniya-pri-chs.html

Чрезвычайные ситуации на транспорте. Критерии чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Чрезвычайные ситуации на транспорте. Критерии чрезвычайных ситуаций Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Общественный транспорт плотно вошел в жизнь современного человека и стал восприниматься как обыденное явление. Многие начали забывать, что транспорт, особенно общественный имеет повышенный уровень опасности. Он предназначен для перевозки большого количества людей на различные расстояния. Городской транспорт функционирует в пределах городской черты.

Это автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро и трамваи. Большая часть пассажирского потока перекладывается именно на них. Техническим средствам свойственны поломки, замыкания проводов, возгорания. Кроме того, не исключены аварии из-за чрезвычайных происшествий на дороге.

Различные опасные ситуации, в которых могут пострадать не только пассажиры в салоне, но и пешеходы, зависят от вида транспорта.

Наиболее распространенные причины аварий на общественном транспорте:

  • Столкновения с другими участниками на дороге;
  • Технические поломки, включая утечки газа, бензина;
  • Резкое торможение;
  • Затопление транспорта водой при падении в водоем;
  • Удары электрическим током;
  • Возгорания;
  • Схождение с рельсов.

В метрополитене опасность также представляет эскалатор, на котором люди могут получать травмы, из-за не соблюдения рекомендуемых правил безопасного использования, а также столпотворения и баловства.

Как обезопасить себя

Не получить травму в процессе поездки поможет соблюдение профилактических действий. К сожалению, не во всех маршрутных средствах и местах остановки общественного транспорта можно ознакомиться с тем, как необходимо себя вести, чтобы избежать увечий.

Правила довольно просты. Для того чтобы не стать жертвой нападения или грабежа следует избегать остановок, на которых никого нет. Особенно, если время позднее и само место плохо освещено. Если вы заходите в безлюдный пассажирский салон, то старайтесь расположиться рядом с водителем или кондуктором. Выбор останавливайте на одиночных сиденьях, чтобы к вам не мог подсесть посторонний человек.

Втискиваться в сильно переполненный транспорт крайне опасно. Лучше опоздать в пункт назначения, чем получить травму и провести пару недель на больничном, а так же не забывайте о карманных воришках. Не стойте рядом с входными дверьми, на подножке или ступеньках. Ели вашу одежду зажало, сообщите водителю.

Следите за детьми. Часто малыши играют во время поездки с дверьми, и при внезапном их открытии оказываются придавленными или получают травмы. Особенно часто прижимаются руки детей из-за того, что ребенок находится без контроля.

Сумка не должна находиться за спиной. Пользуясь электричкой, выбирайте вагон с большим количеством людей. Стоять в тамбуре опасно. При наличии в салоне агрессивной или пьяной группы людей, лучше пересесть от них подальше или поменять вагон.

Выходите из транспорта только, когда он полностью остановился. Не запрыгивайте в салон при движении. Если вы стоите, держитесь за поручни или спинки сидений. Не надейтесь на то, что сможете удержать равновесие при резком торможении. Старайтесь не располагаться на близком расстоянии с острыми или режущими предметами (трости, зонты).

Ходить по салону во время движения также опасно. Как бы вам не хотелось немного поспать во время дороги, лучше этого делать. Человек во сне или сразу после него не сможет быстро включиться в изменившуюся ситуацию. Его движения будут замедленными и своевременно среагировать правильно на опасность не сможет.

Действия при аварии

  • При столкновении следует сгруппироваться. Крепче возьмитесь за поручни. Встаньте удобнее и противодействуйте возможному падению.
  • Если Вы сидите, то используйте пол в качестве опоры для ног. Скрестите руки над головой и наклоните ее к груди.

  • Если автобус падает на бок, а вы сидите у окна, то как можно скорее положите на стекло сумку или пакет. Это ослабит удар, и предохранит лицо от возможных осколков.
  • Покидайте транспорт, используя аварийные выходы (они указаны в салоне).

По-возможности помогайте раненным пассажирам, а также детям и пожилым людям покинуть аварийное транспортное средство. В электротранспорте при повреждении проводов безопаснее всего находится сидя. К поручням и корпусу в этой ситуации прикасаться запрещается.

Выходить следует прыжком, используя обе ноги одновременно. Это необходимо, чтобы не попасть под воздействие электрического тока в результате шагового напряжение.

Как спастись из горящего и тонущего транспорта

Заметив первые признаки возможного пожара в салоне движущегося транспорта – немедленно сообщите кондуктору. При его отсутствии свяжитесь с водителем.

Если возгорание небольшое, то справиться с ним можно с помощью любых подручных средств. Это может быть земля, песок, сок, молоко, вода. Сохраняйте спокойствие. Эмоции в таких ситуациях мало помогают. В большинстве видов общественного транспорта под сиденьями есть огнетушитель. Используйте его.

Важно: убедитесь, что огнетушитель не порошкового типа, так как использование в замкнутом пространстве может иметь негативные последствия.

При сильном задымлении первоочередной задачей должна стать защита органов дыхания. Здесь используйте части верхней одежды (воротник, ворот свитера, шарф) либо увлажните любую ткань.

Если двери не открылись автоматически, используйте специальные кнопки. Выбивайте окна, предназначенные для выхода из транспорта в таких случаях. Покидать транспорт необходимо без паники. Не толкайте других людей, не хватайте их за руки, не ставьте подножки. По правилам сначала следует дать выйти из горящего салона детям, пострадавшим и людям пожилого возраста.

Больше всего пугают людей аварии общественного транспорта, связанные с его падением в воду и последующим затоплением. Здесь также нужно придерживаться лишь определенной схемы действий.

  • Пока транспорт находится на поверхности воды, следует выбираться через окна.
  • Если вы не успели выбраться из салона до полного затопления, то освободитесь от тяжелой верхней одежды. Сделайте несколько глубоких вдохов и выплывайте через окно, так как дверь из-за разницы давления открыть будет очень тяжело, и вы потеряете много сил, которые вам понадобятся для всплытия.
  • Быстрее достичь поверхности поможет толчок от корпуса, поэтому постарайтесь оттолкнуться ногами от транспорта.
  • Окажите помочь людям, которые не умеют плавать или с трудом держатся на воде.

Оказавшись на берегу, дождитесь врачей и пройдите медицинский осмотр.

Правила поведения в метрополитене

К зонам наибольшей опасности в метро относят:

  1. Турникет. Это специальное устройство, которое ограничивает проход людей для проверки оплаты проезда. По правилам пользования запрещается проходить турникет толпой. К травмам может привести, если вы предпримете попытку перепрыгнуть его.
  2. Эскалатор. Запрещается самостоятельно останавливать или блокировать его движение. Садиться на ступени, также не рекомендуется ставить тяжелые вещи. Не бегите по эскалатору, не толкайте людей, не перепрыгивайте через ступени – это зачастую приводит к телесным повреждениям.
  3. Перрон. Нельзя стоять у края платформы. Обычно зона опасности обозначена ограничительной желтой линией.
  4. Вагоны состава.

Аварии в метрополитене могут быть вызваны различными причинами.

Это могут быть:

  • Столкновения поездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
  • технические поломки;
  • перебои в подаче электричества;
  • съезд с рельсов;
  • взрывы в случаи перевозки опасных веществ;
  • противозаконных действий пассажиров.

Ознакомьтесь также с другими материалами

По делам гражданской обороны,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

П Р И К А З

08.07. 2004г. г. Москва № 329

Об утверждении критериев информации

о чрезвычайных ситуациях

Источник: https://traffgui.ru/chrezvychainye-situacii-na-transporte-kriterii-chrezvychainyh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.